Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о здоровье
 
Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою: наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, заботясь не о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, - облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.


Иоанн Кронштадтский
Воздержно пий, мало яждь: здрав будеши.


Митрофан Воронежский
...Когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует.


Авва Дорофей
А когда б вы были всегда здоровы, по всему довольны, и покойны, и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, как и прочие люди, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердый, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось. Ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», – или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по этому примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами.


Антоний Оптинский (Путилов)
...Здоровье не есть прямое добро, если кто употребляет его не по надлежащему, а на худые дела или на безумное действие, что тоже не безвинно.


Иоанн Златоуст
...Когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога.


Авва Исайя (Скитский)
Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое. Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней.


Исидор Пелусиот
...Скудость во всем называют матерью здравия.


Исидор Пелусиот
Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа, Спасителя нашего.


Ефрем Сирин
Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов, ибо от сего наше душевное здравие и благобытие...


Феодор Студит
...Не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезнь...


Григорий Богослов
...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия.


Феофан Затворник
Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований.


Василий Великий
Заболевший познает цену здравия.


Авва Исайя (Скитский)
Грехи души есть раны души. Разве может душа израненная иметь тело здоровое?


Николай Сербский
О худом своем здоровье не скорби, не малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи с благодарением, благословляя Премилосердого Господа, попустившего нам такую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобой и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся… поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, как бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода (см. Лк. 13, 6). Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: «Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не как я хочу, но как Ты, Господи, хочешь, устрой о мне вещь ко спасению (ср.: Лк. 18, 13; Мф. 26, 39)».
…Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу. Вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единого беспризренного больного, по улицам валяющегося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, «злонравного раба», изгнанного господином из дому во время голода, как терпением спасся; о чем написано в житии святителя Нифонта.


Лев Оптинский (Наголкин)
Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным: вам известно, что это последнее происходит от первого, то и надо попечение иметь более об исцелении душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь особенно в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами.


Макарий Оптинский (Иванов)
В слабости здоровья больше надо иметь попечения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокоение от трудов.


Макарий Оптинский (Иванов)
Береги свое здоровье, не допускай до раздражения нервов, когда будешь себя считать виновной, как я прежде описывал об этих действиях, то и смирение будет водворяться с тобой, а когда будешь ставить причиной свою природу, то болезнь может умножиться.


Макарий Оптинский (Иванов)
Здоровье для вас дороже всего, а с ним сопряжено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спокойствие.


Макарий Оптинский (Иванов)
Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих перед Господом Богом и перед духовным отцом и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая – больше немая, т.е. ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили перед Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то, если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чем. Вы в болезни своей нередко орошали лицо свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день потратят мыла на лицо свое, чтоб было чисто, а об душе ни слова. Вы в болезни своей очи свои часто с молитвой обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сто в день посмотрят на себя в зеркало, а помолиться хорошенько или перекреститься как должно некогда. А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас, а к этому еще и вечное блаженство на Небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чем во страдании своем радуйтесь вы и веселитесь, и от всей души благодарите Милосердого Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в свое время получите вы за молитвы Богородицы.


Антоний Оптинский (Путилов)
Благочестивая бабушка ваша за то, что была благочестива, много молилась и все посты и постные дни всегда хранила, редко когда хворала и прожила близ ста лет. А дети ее, равно и некоторые внучата, не усвоили себе ревности ее к благочестию. Особенно без зазрения совести нарушают посты. За то почти беспрерывно хворают, и, не дожив своего века, умирают.


Антоний Оптинский (Путилов)
Я при посещении вашем не заметил в вас опасной болезни, но, должно быть, расстроилось ваше здоровье от беспрерывного лечения, через которое иногда малоискусный врач и здорового человека свалит с ног.


Антоний Оптинский (Путилов)
Здоровье твое да укрепит Господь, и поможет в трудах твоих, и терпение подаст во всем. Не унывай, что нападают, а смиряйся да переноси с терпением. Поехать в Москву полечиться Бог благословит, если м. игуменья отпустит. Болезнь да поможет Господь переносить с терпением. Все на пользу посылает Господь и для спасения нашего. А нечаянной смерти много не пугайся, а на милость Божию надейся. Господь помилует тебя.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Здоровье твое да укрепит Господь. Если не можешь поклоны класть или в церкви долго стоять, то надо больше смиряться и себя укорять за это. Если нельзя лечиться или денег нет, то уж на волю Божию положись. Молись Божией Матери и у Нее проси исцеления.


Иосиф Оптинский (Литовкин)