Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о страхе Божьем
 
...Страх <Божий> же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ; а когда достигнем, тогда оставит он нас и возвратится.


Исаак Сирин Ниневийский
Пока ум не уразумевает Бога, как Бога, в явлении смысла, не приближается к сердцу страх <Божий>.


Исаак Сирин Ниневийский
...Вера производит в нас страх <Божий>; страх же понуждает нас к покаянию и деланию.


Исаак Сирин Ниневийский
Кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается.


Авва Исайя (Скитский)
Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви зла.


Авва Исайя (Скитский)
Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви.


Исаак Сирин Ниневийский
...Страхом за свои собственные грехи мы скоро можем отогнать гнев на чужие прегрешения.


Иоанн Златоуст
От верования же рождается страх Божий.


Исаак Сирин Ниневийский
Если ты ищешь дружбы со славными мира, то нет в тебе страха Божия.


Авва Исайя (Скитский)
<Страх Божий> и начало, и продолжение, и завершение пути спасенного.


Феофан Затворник
Великий свет в душе – страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.


Ефрем Сирин
Умножение страха Божия есть начало любви...


Иоанн Лествичник
Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно.


Ефрем Сирин
...Страх Божий есть обоюдоострый меч, отсекающий всякое лукавое пожелание.


Ефрем Сирин
Страх Божий – вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего <истинно> доброго.


Ефрем Сирин
Страх Господень истребляет лукавство.


Ефрем Сирин
Страх Божий... есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой-либо темный дом, разгоняет тьму его и освещает его, так страх Божий, когда войдет в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нем ревность ко всем добродетелям.


Антоний Великий
Кто имеет страх Божий — живый и действенный, тот имеет в себе неистощимую силу, движущую на все богоугодное...


Феофан Затворник
...Блаженна душа, в которой обитает страх Божий.


Ефрем Сирин
Страх Божий есть хранитель души и защитник ума против всех врагов его.


Авва Исайя (Скитский)
Страх Господень просвещает душу.


Ефрем Сирин
Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе.


Феофан Затворник
Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий.


Феофан Затворник
Страх Божий есть начало добродетели.


Исаак Сирин Ниневийский
Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи, и в сей и будущей жизни будут наказаны.


Авва Исайя (Скитский)
Что делается по страху человеческому – не угодно Богу.


Тихон Задонский
Умирай каждый день, чтобы жить, ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки.


Антоний Великий
Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его.


Иоанн Лествичник
...Без страха невозможно прямо перенестись к Божественной любви и, минуя любовь, возлететь к Уповаемому и почить в Нем.


Феогност
Страх Божий и память смертная да царствуют внутри вас.


Феофан Затворник
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости (Пс. 110, 10).


Игнатий Брянчанинов
...Когда есть страх Божий, то, значит, дух ваш жив и благодать Божия действует в вас.


Феофан Затворник
...Боящийся <Бога> Единого никого другого бояться не может.


Феодор Студит
Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно...


Исаак Сирин Ниневийский
Страх Господень хранит человека и бережет, пока не сбросит он с себя сего тела...


Антоний Великий
Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.


Антоний Великий
...Страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым.


Нил Синайский
Страх Божий есть сын веры; сам же он есть блюститель исполнения заповедей, как пастырь, держащий овец на тучном пастбище.


Илия Екдик
Тот и мудрец, кто боится Господа. А кто боится Бога, тот соблюдает все заповеди Его, вполне творит волю Его и исполняет всякое слово Его.


Ефрем Сирин
Имей смирение и кротость, и низойдет на тебя благодать страха Господня.


Ефрем Сирин
«Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10)
Страх Господень – кормчий души.


Ефрем Сирин
Ни перед ужасами мира сего, ни перед страхованиями лукавого не приходит в страх и трепет, кто боится Бога. Даже сатана боится того, кто боится Бога, и полчища его содрогаются перед тем, кто исполняет заповеди Божии.


Ефрем Сирин
Кроме страшного Судии Бога ничего не будем бояться: ни человека, ни зверя, ни огня, ни меча, ни моря и ничего иного, что кажется страшным...


Феодор Студит
Всей душой своей бойся Бога – и Он умудрит тебя, как спастись.


Ефрем Сирин
Убоимся же, возлюбленные. Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится (Пс. 25, 32, 33, 35 и 36). Кто боится одного Бога, тот все находит в Боге; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя бы он и лишился чести от людей, славы, богатства, утешения и жизни. Потому что кто боится Бога, тот находится у Него в милости, ибо боится прогневать Его и оскорбить. А кто находится в милости у Бога, что ему бояться немилости и жестокости врагов? Бог – все, и кроме Бога все – ничто, и злоба всех, диавола и злых людей,– ничто.


Тихон Задонский
Источник всех добродетелей – страх Божий.


Авва Исайя (Скитский)
Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.


Антоний Великий
Будь подобен человеку, который сидит под деревом, и когда собираются к нему дикие звери, не делают ему вреда. Под деревом разумей страх Божий, и благодать тебе будет содействовать во всем, куда ни пойдешь...


Ефрем Сирин
Бойся Господа, и наследуешь блага.


Ефрем Сирин
Страх Господень – источник жизни.


Ефрем Сирин
Страх Божий есть дар Божий. Как дар, он испрашивается молитвой.


Игнатий Брянчанинов
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Страх Господень - начало премудрости, а любовь - полнота и вершина ее.


Николай Сербский
Если страх не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освящению в теле.


Василий Великий
Бойся Господа, и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели, а бесстрашие порождает горькое соперничество, происки и тому подобное. Страх Господень — источник жизни. Страх Господень — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень — хранилище души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень — кормчий души. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Господень возращает любовь. Страх Господень умерщвляет всякое худое пожелание. Страх Господень отсекает сластолюбие. Страх Господень — училище души, и возвещает ей благие надежды. Страх Господень вознаграждает миром. Страх Господень наполняет душу святыми мыслями и вручает ей скипетр Небесного Царства. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и перед лицом его трепещут лукавые бесы. Весьма блаженна душа, боящаяся Господа, потому что всегда перед собою видит Праведного Судию.


Ефрем Сирин
Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом.


Ефрем Сирин
Бесстрашие рождает юношеский помысл, а страх Господень и юных делает старцами.


Ефрем Сирин
...Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный... один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть <страх> святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот... еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по <страху> наказания, уже не дня того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он... вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18).


Авва Дорофей
Духовное ощущение страха Божия, благоговения и умиления сопутствует молитве душевной.


Игнатий Брянчанинов
Пещь искушает серебро и золото (ср.: Притч. 17, 3), а страх Господень — помыслы любящих Господа.


Ефрем Сирин
Есть два страха: один – вводящий, другой – совершенный; один – свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой – составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви.


Игнатий Брянчанинов
Если смущаешься, когда кто ложно обнесет <оговорит> тебя, то нет в тебе страха Божия.


Авва Исайя (Скитский)
Страх двояк: один чистый, а другой нечистый. Тот страх, который порождается по причине прегрешений под действием ожидания мук, нечист, так как причиною имеет сознаваемый за собою грех, и не пребудет навсегда, потому что вместе с отъятием через покаяние греха исчезает. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговение перед Его величием, превысшим всякого царства и силы.


Максим Исповедник
Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому, что Бог любит его, а он не любит Бога и, будучи недостоин, получает благодеяния; чтобы, устрашаясь таких благ, он привлек душу свою к любви и сделался достойным оказываемых и имеющих быть оказанными ему благодеяний благоразумием своим в отношении к Благодетелю, и от чистого страха любви пришел бы в смирение, превысшее естества. Поелику, сколько бы ни делал он доброго, сколько ни перенес бы тяжкого, отнюдь не думает, что от своей крепости или от своего разума имеет он силу терпеть, или быть невредимым по душе или по телу, но от смиренномудрия получил он рассуждение, через которое знает, что он создание Божие, и что сам собою он не может ни доброго делать, ни сохранять то добро, которое совершает благодать, ни победить искушения, ни пребывать в терпении, по своему мужеству или благоразумию. От рассуждения приходит он в частное ведение вещей и начинает умом созерцать все существующее, но, не зная, как объяснить себе оное, ищет учителя и, не находя его, ибо Он невидим, не принимает опять какого-либо образа или неутвержденной мысли, ибо научился сему от рассуждения, и пребывает в недоумении. Вследствие этого все происходящее от него самого и все им самим постигаемое он считает за ничто, видя перед собою такое множество людей, павших после многих трудов и знаний, начиная от Адама и других. Итак, слыша и не разумея чего-либо сказанного в Божественных Писаниях, начинает проливать слезы от этого ведения, т. е. от познавания того, что он действительно не знает, как должно. И поистине чудо, как мнится ведети что, не у что разуме (1Кор. 8, 2), и еже мнится имея, возьмется от него, говорит Господь (Лк. 8, 18), т. е. за то что мнил имети (ср.: Лк. 8, 18), а не имел. А этот мнит о себе, что он не мудр и не разумен, немощен и невежда, и поэтому плачет и рыдает, мня, что он усвоил себе то, чего не имеет по благоразумию.


Петр Дамаскин
С того времени как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собою, потому что подчиняет себя закону Божию.


Иоанн Златоуст
Истинным же страхом почитай, душа, прилежное исполнение Божественных заповедей, а тот страх, который выражается в одних пустых словах, почитай не страхом, душа, и не благоговением, а прелестию души, поруганной бесплотными врагами, по причине крайнего ее безумия.


Максим Грек
...Где есть Божий страх, должен ум противоборствовать и противодействовать живущему в человеке пороку...


Макарий Великий
...В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные.


Василий Великий
...Страх же Божий не возможешь приобрести, если не отгонишь от себя всякое сомнение и желание казаться мудрым, и не пойдешь, как незлобивый младенец, за Господом своим, повинуясь Его повелениям.


Максим Грек
Потому мы и достойны геенны, если не за что-либо иное, то именно за то, что страшимся геенны больше, нежели Христа.


Иоанн Златоуст
Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих...


Ефрем Сирин
Возлюби страх Божий и шествуй путем его непреткновенно, тогда обретешь стези жизни, которые приведут тебя в Небесное Царство.


Ефрем Сирин
...Как в доме воина, постоянно вооруженного, не посмеет появиться ни разбойник, ни вор, ни другой подобный злодей, так, когда и страх объемлет души наши, ни одна из низких страстей не может легко войти в нас, но все удаляются и бегут, гонимые отовсюду силою страха.


Иоанн Златоуст
Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий.


Ефрем Сирин
Боящийся Господа имеет смиренномудрие всегдашним своим собеседником и по его напоминаниям восходит к любви и благодарению Бога. Он, воспоминая первое свое житие по духу мира, свои разнообразные прегрешения, случившиеся с ним от юности искушения, и то, как Господь от всех их избавил его и от жизни страстной перевел к жизни по Богу, со страхом восприемлет и любовь; и непрестанно с глубоким смиренномудрием благодарит Бога, благодетеля и правителя жизни нашей...


Максим Исповедник
Если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, то нет тут страха Божия.


Авва Исайя (Скитский)
Когда увидишь что-либо страшное, то подумай о геенне — и ты посмеешься над тем.


Иоанн Златоуст
Страх Божий в сердце твоем, возлюбленный, да будет тем же, чем оружие в руках воина; им отражай в смиренномудрии искушения, какие наводит на тебя диавол...


Ефрем Сирин
Почему не силен у нас столько страх Божий, сколько силен страх моря...


Зосима Палестинский
Он <страх Божий> будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль.


Феофан Затворник
От тех, кто выше и сильнее нас, мы весьма скромно терпим и обиды, и оскорбления, потому что боимся их, а к равным и низшим, даже и не причинившим нам никакого огорчения, питаем вражду. Так страх перед людьми действует <в нас> сильнее страха Христова!


Иоанн Златоуст
Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его.


Ефрем Сирин
...Кто усвоил себе совершенный страх и всего боится из богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не презирает; и он не потерпит лишения, потому что во всяком случае непрестанно с ним страх.


Василий Великий
...Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности.


Иоанн Златоуст
...Если мы имеем страх Божий, то ни в чем у нас нет нужды, а если не имеем его, то хотя бы владели самым царством, мы всех беднее.


Иоанн Златоуст
Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели.


Авва Исайя (Скитский)
Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием... выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания.


Игнатий Брянчанинов
Как раны, случающиеся в теле, если не прочистить их и не подготовить как должно, не чувствуют прилагаемых к ним врачами лекарств; а когда очищены бывают, чувствуют действие лекарств и через то приходят в совершенное исцеление; так и душа, пока остается нерадивою и покрыта бывает проказою сластолюбия, страха Божия чувствовать не может, хотя бы кто непрестанно толковал ей о страшном и неумытном судилище Божием; а когда начнет действием полного к себе внимания очищаться, тогда начинает чувствовать как живительное некое врачевство страх Божий, пережигающий ее, как в огне некоем, действием обличений, и, таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает, наконец, совершенного очищения. При сем в ней сколько прилагается любви, столько же умаляется страх, пока приидет в совершенную любовь, в коей, как сказано, нет страха, но совершенное бесстрастие, действием славы Божией производимое. Буди же нам в похвалу похвал непрестанную, во-первых, страх Божий, а, наконец, любовь — полнота закона совершенства во Христе.


Диадох
...Страх Божий научает соблюдению заповеди или устроению доброй деятельной жизни...


Феодор Эдесский
Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести...


Ефрем Сирин
Бойся Господа, и будет Он тебе стеной, и в день кончины обретешь благодать.


Ефрем Сирин
На челе твоем всегда да будет крест Христов, в сердце же страх Божий.


Ефрем Сирин
...Как рыба, извлеченная из воды, умирает, так замирает страх Божий в сердце монаха, если он выходит из кельи блуждать вне.


Антоний Великий
Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собою все ужасы века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его.


Ефрем Сирин
Страх Божий рождается от рассуждения о свойствах Божиих. О том, что Бог – вездесущ и знает всякое дело, слово и помышление. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло. Что Бог – Праведный Судия и всякому воздаст по делам. Что перед Ним и самые ангельские чины трепещут. Что Бог содержит весь свет в Своей руке. Что Бог, в мгновение ока, может в самом действии греха погубить грешника праведным судом. Что Бог за грех уготовал вечный огонь...


Тихон Задонский
Будем же всегда помышлять об этом судилище, и таким образом мы сможем постоянно пребывать в добродетели.


Иоанн Златоуст
Если во взаимных разговорах хочешь, чтобы слово твое взяло перевес, то нет в тебе страха Божия...


Авва Исайя (Скитский)
Будем же бояться Бога... будем бояться Его, и тогда, хотя бы мы попали в плен, будем славнее всех.


Иоанн Златоуст
Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня.


Симеон Новый Богослов
Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским.


Ефрем Сирин
...Страх, как предуготовитель к благочестию, допускается по необходимости; последующая же за ним любовь усовершает тех, которые образовались в училище страха.


Василий Великий
<Страх> не только отгоняет от нас злые страсти, но и с великим удобством вводит всякую добродетель.


Иоанн Златоуст
...Страх... чем глубже проникнет в душу нашу, тем более очистит весь грех невоздержания.


Иоанн Златоуст
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2, 3–5). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.


Феофан Затворник
Пусть будет присущ нам страх Божий, и тогда ничто не опечалит нас, будет ли то бедность, или болезнь, или плен, или рабство, или что-нибудь другое прискорбное, но даже и это все станет содействовать нам к достижению противоположного.


Иоанн Златоуст
Бойся Владыки Бога, не человека. Если ты убоишься человека, то и им будешь осмеян, и Владыку прогневишь, а если — Бога, то и для людей будешь почтенен, и Богу любезен.


Иоанн Златоуст
...Ни глаз да не движется без Бога, ни рука да не движется без Бога, ни сердце да не помышляет чего-либо неблагоугодного Богу. И вообще ничем другим да не подвижутся; ничто, кроме страха Божия, да не приводит их в движение.


Василий Великий
Страх Божий составляет истинное блаженство...


Иоанн Златоуст
Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание.


Ефрем Сирин
Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живем нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения; сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость.


Авва Дорофей
...Те только, которые проникнуты страхом Божиим, далеко от себя отвращают мечи <диавола>...


Феодор Студит
...Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро — как прошла ночь, если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.


Авва Дорофей
Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою.


Авва Исайя (Скитский)
Страх Божий двояк. Один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога.


Максим Исповедник
Поселите поглубже в себе страх Божий, и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас вслед Господа для стяжания светлой славы...


Феофан Затворник
Начавший страхом суда и преуспевающий в очищении сердца слезами покаяния, исполняется, во-первых, премудростью, так как страх начало ее есть, по реченному (см.: Притч. 1, 7); потом разумом вместе и с советом, помощью которого избирает себе душеспасительные преднамерения. Сего же достигший, через исполнение заповедей, восходит он к ведению сущего и получает точнейшее ведение Божеских и человеческих вещей, а от сего, соделавшись весь жилищем благочестия, восходит в вышний град любви и является совершенным; и тотчас чистый страх — дар Духа приемлет его, чтобы хранить положенное внутрь его сокровище Царствия Небесного. Сей страх, будучи крайне спасителен, того, кто достиг высоты любви, делает трепещущим и на всякий подвиг готовым из боязни, как бы не ниспасть с таковой высоты любви, и не быть опять ввержену в ужас мук.


Никита Стифат
...Приобрети страх Божий, возлюби вразумление и мудрость и облобызай ее, и увенчает тебя венцом жизни.


Ефрем Сирин
Нет мудрости, нет благоразумия, где нет страха Божия, ибо полнота премудрости — бояться Господа.


Ефрем Сирин
С умалением его <страха Божия> — тотчас и уклонения в распутия...


Феофан Затворник
Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок...


Василий Великий
Где страх, там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там очищение плоти — сего облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч; но где очищение, там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Предмету Высочайшему, или к Тому, Что выше высокого. Посему должно сперва самому себя очистить, и потом уже беседовать с чистым...


Григорий Богослов
...Смиримся под державною рукою Господа, служа друг другу в страхе Божием, и Господь будет нам стеною и защитником перед лицом врага, как написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс. 33, 8).


Ефрем Сирин
Страх Господень ослабляет страсти.


Ефрем Сирин
Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца <...> Палач сей не смерти, а вечной жизни бывает виновником.


Симеон Новый Богослов
...Желающий сказать слово свое при многих обнаруживает, что страха Божия нет в нем.


Авва Исайя (Скитский)
Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Имея внутрь себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Он ходит среди них, как гигант среди обезьянок, или лев, рыкающий среди псов и лисиц, уповая на Господа, твердостью мудрования своего изумляет их, ужасает смыслы их, поражая их словом премудрости, как жезлом железным.


Симеон Новый Богослов
Чтобы спастись от временного мучения и смерти, человек оставляет все; чего же он не оставит, если страх вечной смерти и геенны ударит душу? Непременно это?т страх и печаль о спасении души убедят оставить все житейское, о чем сыны века сего пекутся: заботы о богатстве, чести, славе и сладострастии изгонят из сердца и, как вихрем пыль, всю эту суету развеют. Не откажется такой человек претерпеть бесчестие, оскорбления, побои, темницу, ссылку и даже смерть, только бы избавиться от вечной беды. Истина эта очевидна тому, кто чувствует страх вечной смерти. Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи – светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами, и прочее. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны – духи!


Тихон Задонский
От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное.


Ефрем Сирин
«Бойся, — говорит пастырь, — Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле, и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий, имеющий силу, внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел диавола, потому что они злы; боясь Господа, ты не сделаешь дел диавола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если бы захотел ты сделать злое, то бойся Бога и не сделаешь его. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то бойся Бога и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом, а которые не соблюдают Его заповеди, в тех нет жизни».


Ерм
Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа.


Игнатий Брянчанинов
Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой.


Ефрем Сирин
Если же многие больше боятся законов человеческих, нежели Божественных, сие нимало неудивительно. Ибо человеческие законы устрашают людей более грубых тем, что немедленно налагают наказание, Божественные же пренебрегаются, потому что здесь наказывают они редко, непременно же наказывают там. А будущее ясно не для многих, именно же — только для имеющих прозорливый ум и в точности проникающих в свойство вещей. Многие, хотя исповедуют Божественные законы на словах, но отрицают это делами. Ибо тем, что делают, ясно высказывают то, что думают. Они не только прилагают великое попечение о теле, о душе же нерадят, но даже, хотя и стыдятся грешить, когда видят это люди, однако же перед Богом, Который не только над всем надзирает, но и все содержит, нимало не краснеют, а, напротив того, грешат небоязненно.


Исидор Пелусиот
...Страх Божий состоит в том, чтобы хранить совесть непорочною и невозмущаемою.


Авва Исайя (Скитский)
Как чадолюбивый отец, имеющий упрямого и нерадивого сына, желая вразумить его, ищет ремней, грозит веревками, говоря: «Свяжу, высеку, убью», и бывает страшным на словах, чтобы таким образом обуздать пороки юноши, так точно и Бог постоянно угрожал, желая страхом сделать иудеев лучшими.


Иоанн Златоуст
От страха <Божиего> — внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам.


Феофан Затворник
Дух страха Божия есть воздержание от злых дел...


Максим Исповедник
Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх...


Иоанн Златоуст
...Если не вразумит тебя страх Божий, то мало сделают или вовсе ничего не сделают слова. Потому что и железом лето выводить черты на воске, но трудно на железе, а на алмазе не выведешь и чем-нибудь самым твердым, по жестокости его состава.


Григорий Богослов
Восприимите же страх и продолжайте шествовать осторожнее; потому что по ту и другую сторону вас диавол устрояет вам стремнины.


Феодор Студит
...Мы находимся в столь жалком расположении духа, что если бы не было страха геенны, то, может быть, и не пожелали бы сделать что-нибудь доброе.


Иоанн Златоуст
Страха Божия ничто столь сильно не поддержит, как память о Страшном Суде.


Феофан Затворник
Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба.


Димитрий Ростовский
Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи.


Ефрем Сирин
Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее.


Иоанн Лествичник
Если огорчаешься тем, что словами твоими пренебрегают, то нет в тебе страха Божия.


Авва Исайя (Скитский)
<Бога> одного нужно бояться, страшиться и трепетать, чтобы перед Его взором не сделать чего-либо преступного.


Иоанн Златоуст
Нет мудрости, нет благоразумия, нет доброго совета в душе, которая ненавидит страх Божий.


Ефрем Сирин
Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, и страх Божий — добродетельную душу.


Нил Синайский
...Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, равно как, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров сюда.


Иоанн Златоуст
Петр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Л к. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и произносит над собой осуждение быть недостойным лицезрения Христова. Он как бы заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говорит: стыжусь грехов моих, боюсь же лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицом Твоим, но достоин далеко от Тебя стоять, как осужденный и изгнанный. Но «куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138, 7). Ты Сам уйди на время от меня, как уходит солнце от этого видимого полушария и потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне, Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей. Таково-то значение слов Петра, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, не быть осужденным на Страшном Суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: «...если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения.


Димитрий Ростовский
Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании.


Пимен Великий
...Бойтесь <Божиего> могущества... Ибо для того, чтобы не делать неправды, благодетелен страх...


Нил Синайский
...Если будем иметь страх Божий и уверенность в Боге, то не убоимся от лица враг наших.


Феодор Студит
Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее...


Игнатий Брянчанинов
Поелику святые мужи... боялись Бога, то и твари страшились их и покорствовали повелениям их. Божиим были они жилищем, Бог обитал и пребывал в них; Его превеликую силу видели в них твари и страшились их. Кто боится Бога, того боятся и твари; и как он хранит Божии повеления, так и твари хранят его повеления. И небо, и земля, и море, и воздух, и все, что в них, повинуется тому, у кого все сердце исполнено Божия страха.


Ефрем Сирин
...Имея... непогрешимым наставником страх Божий, с теплейшим усердием и всегдашней трезвенною мыслию, <душе следует> ходить вслед Божественного своего Первообраза.


Максим Грек
Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий.


Антоний Великий
Как только посетит тебя лукавый помысл, извлеки этот меч, т. е. страх Божий себе представь, и ты посечешь всякую вражескую силу.


Иоанн Златоуст
Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость.


Василий Великий
Нередко размышляя сам с собою, почему страх человеческий сильнее страха Божия, и, не умея сообразить сей нелепости, осуждал я несказанно нерадение. Сильнейших, если и оскорбляют, терпим с великою скромностью, потому что страх служит вместо узды и не позволяет идти дальше. А слабейшим, если и не огорчили нас, оказываем вражду, хотя Христос повелел: не гневайся на брата своего всуе (Мф. 5, 22), что гораздо тебе легче, нежели сносить напрасные обиды другого. Ибо там много пищи для огня, а здесь, хотя и нет горючего вещества, возжигаем пламень. Не одно и то же — когда другой подкладывает огонь, не ожечься, и когда никто не тревожит, оставаться в безмолвии и покое. Кто одержал верх над желавшим поджечь, тот показал в себе признаки высочайшего любомудрия; а в ком видим последнее, тот не заслуживает удивления. Посему, когда, делая большее из страха человеческого, не хотим сделать меньшего ради страха Божия, тогда останется ли нам какое оправдание?.,.


Исидор Пелусиот
...Когда этот страж <страх Божий> обитает внутри нас, то нам не нужны никакие внешние ограждения, а когда нет его — тщетно все внешнее.


Иоанн Златоуст
Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойства и скорби.


Иоанн Златоуст
Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им.


Иоанн Златоуст
Не разевай рта для смеха, ибо это будет показывать, что нет в тебе страха Божия.


Авва Исайя (Скитский)
Страх Божий и чувство Его праведного воздаяния сокрушают плоть и кости подобно камню, опускаемому машиной и давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо сначала ногами истаптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтобы выжать последние соки. Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. А когда сотрется вконец гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше легчайший и благой камень – святое смирение. И выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей, и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся слезами, истекающими как река. И эту душу делает источником живой воды, врачующей раны грехов и смывающей их нечистые крови. И весь человек делается белее снега.


Симеон Новый Богослов
...Если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, как бы не увидели твоих грехов, сколько более ты должен страшиться Бога, перед Которым все открыто?


Авва Исайя (Скитский)
Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоту.


Ефрем Сирин
В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится.


Ефрем Сирин
Признаком первого <начального> страха служит то, что человек ненавидит грех и гневается на него, как уязвленный зверем, а совершенного <страха> — любовь к добродетели и опасение перемены, ибо нет человека, не подверженного изменению.


Петр Дамаскин
...Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более, <душа>, ты должна страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего.


Авва Исайя (Скитский)
<Умная, сердечная и душевная. – Ред.> молитва весьма часто и по большей части сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти познает, что значит блаженное бесстрастие, он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, снедающий дебелость плоти наводимым странным, до сих пор не знакомым человеку ужасом от ясного ощущения своего предстояния перед Богом.


Игнатий Брянчанинов
Кто боится Господа и соблюдает Его заповеди, тот есть раб Богу. Но это рабство, в котором и мы находимся, не есть рабство, но праведность, ведущая к сыновству. Господь наш избрал апостолов и вверил им благовестив Евангелия. Данные ими заповеди установили для нас прекрасное рабство, чтобы мы господствовали над всеми страстями и совершали прекрасное служение добродетели.


Антоний Великий
Горе небоящимея Господа! Потому что они вплетутся в множайшие грехи и бичуемы будут и здесь и там.


Авва Исайя (Скитский)
Мы не ведем строгой жизни, в нас нет доброй совести. Если бы это было, ничто нас не испугало бы, ни смерть, ни потери в имуществе, ничто подобное.


Иоанн Златоуст
Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом.


Василий Великий
Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу.


Василий Великий
...Удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершенен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе.


Василий Великий
...Тот, кто приступает к закону и к Законодателю Богу со страхом, вступает в общество святых и причисляется к праведным; а кто отвергает страх Божий и с гордостью приступает к Божественному закону, тот и не удостоивается благодати, но бывает чужд благочестия.


Иоанн Златоуст
При чистой совести страх Божий исполняет душу и хранит ее неприкосновенною.


Феофан Затворник
...Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судию в собственной совести.


Иоанн Златоуст
Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нерадении.


Ефрем Сирин
...Если боимся Бога, людей бояться не станем и их нападками побеждены не будем.


Феодор Студит
В ком всему не предшествует страх Божий, в тех помыслы бывают в смятении, как овцы, не имущие пастыря; а кому он сшествует или предшествует, в тех помыслы пребывают в благопокорности и в благочинии, как овцы в овчарне.


Илия Екдик
...Бойся Бога, и обретешь благодать.


Ефрем Сирин
Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые через добродетель достигли до созерцания славы Божией, — иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшного от нее поскользновения. Первым, когда они падают, уклоняясь от своей цели, и потом, раскаиваясь, тотчас встают, сопутствует первый страх с благими надеждами; а за вторыми, по зависти диавола погрешившими падением с высоты созерцания славы Божией, не тотчас последует второй страх, но их приемлет мгла некая и тьма осязаемая, полная малодушия, скорбения и горести с первым страхом мук. И если бы Господь Саваоф не сокращал оных дней такого нестерпимого скорбения, то не спасся бы никто из падающих сим образом.


Никита Стифат
...Кто трудится в страхе Божием, тот не утратит мзды.


Ефрем Сирин
...Как дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, ничто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения.


Иоанн Златоуст
Он <страх Божий> не мучит, а отрезвляет; и хотя все естество потрясает, но приятно и сладостно потрясает.


Феофан Затворник
Для людей благомыслящих и страх не бесполезен, даже скажу, крайне прекрасен и спасителен. Хотя и не желаем себе, чтобы случилось с нами что-либо страшное, однако же вразумляемся случившимся; потому что душа страждущая близка к Богу, говорит где-то чудноглаголивый Петр, и у всякого избегнувшего опасности сильнее привязанность к Спасителю. Поэтому не станем огорчаться тем, что участвовали в бедствии, а, напротив того, возблагодарим, что избежали бедствия, и не будем перед Богом инаковы во время опасностей, а инаковы после опасности.


Григорий Богослов
Ничто, ничто так не губит человека, как если сняться с этого якоря <страха Божиего>, а равно ничто так не спасает, как если всегда держаться на нем. Если мы, имея перед глазами человека, с меньшею решительностью приступаем ко грехам, а часто не делаем ничего неуместного, стыдясь... <людей>, то рассуди, какою безопасностью мы будем пользоваться тогда, когда будем иметь перед глазами Бога. Ведь при таком нашем настроении нигде не нападет на нас диавол, потому что труд его был бы бесполезен. Когда же диавол заметит, что мы блуждаем вне и бродим без узды, то он, воспользовавшись нашим почином, наконец, получит возможность и совсем разлучить нас от стада.


Иоанн Златоуст
Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа.


Ефрем Сирин
Страшен тот Суд, который ожидает всех людей после Общего Воскресения; страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти... С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбуждать в нас душеспасительный страх.


Игнатий Брянчанинов
Святой Иосиф, сын Иакова, предпочитает сидеть в темнице, чем согрешить с египтянкой (Быт. 39, 20). Еврейские женщины презирают беззаконное повеление фараона и не убивают дитя мужеского пола, ибо «боялись Бога» (Исх. 1, 17, 21). Три отрока в раскаленной печи (Дан. 3, 21), Сусанна (Дан. 13, 23) – не боятся смерти из-за страха Божия.


Тихон Задонский
...Где страх, там погашен гнев, усмирена злая похоть, искоренена всякая безумная страсть.


Иоанн Златоуст
Кто не имеет страха Божия в сердце своем, хотя бы каждый день стал есть мед и млеко, не может быть в покое; а верующий все переносит мужественно.


Ефрем Сирин
Страх Господень — пробное золото; кто приобрел его, тот не будет оставлен.


Ефрем Сирин
...Без страха Божия и совершенного терпения невозможно в чем-либо преуспеть и достигнуть цели...


Ефрем Сирин
Бога бойся, и страх Божий соблюдет тебя...


Ефрем Сирин
Кто боится, тот не парит умом туда и сюда, потому что ждет своего Владыку, да не приидет внезапу и обрящет его ленивым, и растешет его полма (ср.: Лк. 12, 46).


Ефрем Сирин
Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других.


Ефрем Сирин
Научите себя думать и ожидать, что вот-вот смерть... И тем всегда <поддерживать> в себе страх Божий и осторожное смотрение за собой.


Феофан Затворник
Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием.


Игнатий Брянчанинов
...Что делается без страха Божия, то не имеет иного последствия, кроме осуждения и раскаяния.


Ефрем Сирин
...Кто всегда имеет перед очами Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому.


Ефрем Сирин
...Страх геенны приносит нам венец Царствия...


Иоанн Златоуст
...Уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем.


Авва Исайя (Скитский)
Богобоязненный — сам собственный ковчег, сам наследник собственного богатства, уходит с сокровищем благочестия, переносится с богатством упований, несет, путешествуя, приобретенные добродетели, находит небо <своим> домом, присоединяется к сонму праведных, наслаждается вечной славой Царства и с дерзновением приходит к Царю, взывая: Ты восстановил мне мое наследие!


Иоанн Златоуст
...Человеку, имеющему всегда Бога в уме своем, не должно делать ничего беззаконного, но страшиться неусыпающего ока Его, и под опасением казни от Него заботиться всегда о справедливости.


Иоанн Златоуст
Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя.


Авва Исайя (Скитский)
...Страх Божий преодолевает всякого рода душевные недостатки...


Василий Великий
Того, Который будет нас судить, не боимся, а перед теми, которые не могут сделать нам никакого вреда, мы трепещем и боимся от них бесчестия.


Иоанн Златоуст
Как необузданный конь, сбросив узду с своих уст и свергнув всадника с своего хребта, несется быстрее всякого ветра и бывает неприступным для встречающихся, когда все разбегаются и никто не осмеливается удержать его, так и душа, отвергнув обуздывающий ее страх Божий и отбросив управляющий ею разум, бегает по странам нечестия до тех пор, пока, стремясь в бездну погибели, свергнет в пропасть собственное спасение.


Иоанн Златоуст
Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть двери в чертог добродетелей.


Игнатий Брянчанинов
Кто подлинно боится Господа, тот делается врачом страстей.


Ефрем Сирин
В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий.


Ефрем Сирин
Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия.


Игнатий Брянчанинов
Где страх, там нет зависти, где страх, там не мучает сребролюбие...


Иоанн Златоуст
...Кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным, равно как и живущему в страхе невозможно грешить.


Иоанн Златоуст
...Без <страха Божиего> все остальное бесполезно — и воздержание от брашен, и долгое пребывание в молитве.


Максим Грек
...Не бойся сердца князя, но бойся Держащего это сердце в руке. Где Бог благоволит, там и в огне обретается роса; а когда Бог поборает, тогда и в удовольствии является сражение и спор. Не были ли потреблены огнем вавилоняне, стоявшие вне печи?


Иоанн Златоуст
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.


Феофан Затворник
Если мы не станем различать, чего должно страшиться и что презирать, то наша жизнь будет исполнена многих заблуждений, многих опасностей.


Иоанн Златоуст
Окружаемая и хранимая страхом Божиим душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: «Господи, помоги мне!» и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий – корень всех благ. «Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5, 15). Начало этой премудрости есть страх Господень. Страху же Господню человека «научает» Божия благодать (Пс. 33, 12).


Тихон Задонский
Люди боятся человека, но Бога не боятся. Боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять Жизнь Вечную. Боятся лишиться богатства, славы, чести и утешения, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского. Боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки. Боятся временного бесчестия, но не боятся бесчестия вечного. К ним относятся эти слова: «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52, 6).


Тихон Задонский
...Насколько человек подвизается в благом, настолько возрастает в нем страх, так что указывает ему и малейшие его согрешения, которые он <прежде>, будучи во тьме неведения, считал за ничто. Когда усовершенствуется страх, приходит и человек в совершенство, через плач, и не хочет уже более согрешать, но, боясь возвращения страстей, пребывает в чистом страхе невредимым.


Петр Дамаскин
...Что же такое страх спасительный?.. Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь себе мысленно страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд. Сего страшись и сим страхом вразумляемый, как бы некоторою уздою, воздерживай душу от худых пожеланий.


Василий Великий
Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения... Уже это рабство — великая свобода!.. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем рабами для того, чтобы законно соделаться чадами. По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие; от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувствования.


Игнатий Брянчанинов
Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения.


Феофан Затворник
Нет, нет ничего сильнее того, кто с великой ревностью держит вкорененным в себе страх Божий, но хотя бы угрожал ему огонь, или железо, или звери, или что бы то ни было другое, он презирает все с великою легкостью...


Иоанн Златоуст
В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей,– не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.


Тихон Задонский
...Сколько душ пошло в ад за то, что презрели страх Божий, рассчитывая обеспечить себе кратковременный покой; не успев в своих расчетах, они в преисподних земли оплакивают теперь свои блудодеяния, свое легкомыслие, распущенность, лукавство и несговорчивость.


Иоанн Златоуст
...Где <страх Божий>, там стража внутри самая сильная, — и все стоит в струйку, как солдаты на смотру.


Феофан Затворник
...Не столько важно соблюсти образ добра, сколько обновить в себе богобоязненность. Первое есть дело навыка, а последнее — дело благого произволения...


Григорий Богослов
Ни воды, ни огня, ни зверей, ни народов — словом, ничего не страшатся боящиеся Бога. Кто боится воды, тот пусть представит себе великого Моисея, которого не устрашило великое море, но прославило при переходе. Кто боится огня, тот пусть обратит взор на юношей в пещи, которых огонь не устрашил, но объял крылами своими. Кто боится зверей, тот пусть воззрит на праведника во рве, который львов сделал кроткими, подобно невинным агнцам. Кто трепещет народов, кровожадно устремляющихся на брань, тот пусть возлюбит Езекиину молитву, которая многие тысячи предала смерти. Мученики не боялись огня, бестрепетно взирали на пламень, на страдания, на истязания, на мечи, на оковы. Ничто не может преодолеть Божия страха; а он препобеждает всякое мучение, всякую смерть. Ничто не преодолевает Божия страха, потому что он препоясан великою силою. Он равен любви, а любовь равна милосердию: три же сии добродетели — Божия обитель.


Ефрем Сирин
...Кто не хочет обуздать ум свой страхом Божиим, тому нужен человеческий страх, чтобы им удерживался он от бесполезного...


Ефрем Сирин
Всякий, желающий в нити в Царствие Небесное и быть под Царем Богом, чтобы ум его, и мудрования его, и помыслы его были управляемы самим Богом, единым воистину Царем, всякий такой прежде всего должен возыметь страх Божий. Но как возыметь страх к Тому, Кого не видишь? — Потому необходимо прежде увидеть Бога, чтобы потом возыметь страх к Нему. А как увидеть Бога, которого никто никогда не видал? Для этого надобно взыскать умного света Божия, чтобы ум, просветившись им, мог умно узреть Бога. И вот, когда кто таким образом узрит Бога, то может возыметь и страх Божий, а возымевши страх Божий, может увидеть и понять и себя самого, и сей привременный и суетный мир, и все дела мира сего. Далее, кто видит себя самого и суетность мира сего, тот, имея всегда присущим в себе страх Божий, не может онеправдовать кого-либо, и когда сам терпит от другого неправду, не делает отмщения, но, чая помощи, от Бога приходящей, терпит благодушно неправду и дивится и славит Бога, что Он, видя неправды, долготерпит и сносит неправедного, — сам между тем ревнуя всеусердно приносить всякого рода плоды Святаго Духа.


Симеон Новый Богослов
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.


Филарет Московский (Дроздов)
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8, 13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.


Феофан Затворник
Блажен тот человек, который имеет в себе страх Божий. Он явно ублажается и Святым Духом. Блажен муж бояйся Господа (Пс. 111, 1).


Ефрем Сирин
Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот... еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу... Эта любовь приводит его в совершенный страх, потому что такой страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть муки, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее.


Игнатий Брянчанинов
Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечет властию над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои.


Ефрем Сирин
Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости.


Серафим Саровский
Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс.2,11).


Серафим Саровский
<Человек> должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: «Проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением» (Иер.48,10).


Серафим Саровский
Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: «тамо гади, ихже несть числа» (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые – порождения злых духов).

«Бога бойся, – говорит Премудрый, – и заповеди его храни» (Еккл.12,13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.


Серафим Саровский
[Есть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.


Серафим Саровский
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.


Серафим Саровский
Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о Законе Божием и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства.


Серафим Саровский
Ветхий человек весь в страхе перед Богом. Страх для него - начало и конец. У нового человека страх - начало, а любовь - завершение.


Николай Сербский
Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надо от нападения их заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо страх Господень отводит от зла (Притч. 16, 6), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что их предварила гордость.


Макарий Оптинский (Иванов)
Знайте же, что поползновения обуздывают нашу самолюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, только не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущением же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами.


Макарий Оптинский (Иванов)
Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаголя: Бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33, 10), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза (Мф. 7, 5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью буией. Не без причины апостол возражает, глаголя: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает… Силен Бог восставить его (Рим. 14, 4).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать все по совести.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Всем потребен страх Божий к отражению козней супротивного, кольми паче юным, когда легкомыслия в силе и опыта во вреде не приобретено.


Амвросий Оптинский (Гренков)
В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?
Сам Господь через апостола Петра указывает на это средство, глаголя: если называете Меня Отцом, нелицемерно судящим каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1Пет. 1, 17). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха с помощью Божией и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит (Пс. 111, 1).
А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Ежели и святым всем в Слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33, 10), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем, елико возможно, понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: Помни о конце твоем, и во век не согрешишь (Сир. 7, 39).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Сказано еще в Ветхом Завете, что начало мудрости – страх Господень, доброе разумение у всех, водящихся им (Притч. 1, 7), т.е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный...
Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня, дабы не поколебаться мне (Пс. 15, 8), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых.
И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых дьявольскими, потому что, по слову апостола, сначала диавол согрешил (1Ин. 3, 8), внушая грешное человеку-христианину.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Святой Исаак Сирин пишет: «Если человек придержится страха Божия как должно, то в немногие дни обрящется во вратах Царствия». Придержаться страха Божия как должно – значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести в хождении пред Богом и людьми.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Что значит служить Господу со страхом (Пс. 2, 11), объяснил преподобный Агафон Великий перед своей смертью, когда спрашивали его: «Неужели и ты боишься, отче?» На что он отвечал: «Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе, но я человек, почему могу знать, угодно ли мое дело Богу или нет? Ин суд человеческий, и ин суд Божий». Сими словами святой Агафон явно показал, что служащему Господу должно иметь и смирение, и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Бога и своей совести нужно бояться, а не м. игуменьи. Страх Божий есть начало очищения совести.


Амвросий Оптинский (Гренков)