Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о спокойствии
 
На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога.


Исаак Сирин Ниневийский
Мир бывает следствием доброго порядка, а от мира рождается в душе свет; от света же и мира воссиявает в уме чистый воздух.


Исаак Сирин Ниневийский
Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр; и не мирен, если кто не радуется.


Исаак Сирин Ниневийский
Когда же кто с радостию переносит труды и скорби, тогда может сильно обуздывать и помыслы, потому что помыслы сии трудами приводятся в бездействие. Когда человек памятует прежние свои грехи и наказывает себя <вольными скорбями>, тогда и Бог прилагает попечение о том, чтобы упокоить его.


Исаак Сирин Ниневийский
Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа.


Исаак Сирин Ниневийский
...Если сподобишься мира, то во всякое время радуйся.


Исаак Сирин Ниневийский
Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысл твой успокоится, и тогда скажешь мирно.


Авва Дорофей
...Где нет мира с ближним, там нет Бога.


Авва Исайя (Скитский)
...На месте борьбы и среди подвигов не может наслаждаться покоем тот, кто хочет быть увенчанным.


Иоанн Златоуст
Закон образно повелевает шесть дней делать, а в седьмой упраздняться от дел. Дело души состоит в благотворении имением, т. е. делами; упразднение же ее, или покой в том, чтобы, по слову Господа, продать все свое и дать нищим, и успокоившись через такую нестяжательность, празднствовать в мысленном уповании. В сей-то покой и святой Павел поощряет нас войти со тщанием, говоря: потщимся убо внити во оный покой (Евр. 4, 11).


Марк Подвижник
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего (ср.: Гал. 1, 3). Кто имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмевается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими, неожиданно случающимися, бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую.


Иоанн Златоуст
Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью <ближних>, но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия...


Иоанн Златоуст
Сердце тогда только может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в Евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением.


Игнатий Брянчанинов
Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен.


Василий Великий
Горе, душа, тем, которые здесь имеют упокоение, потому что там они восприимут вечную муку.


Симеон Новый Богослов
...Ничто так немалоспособно пользоваться покоем, как человеческая природа.


Иоанн Златоуст
...Праведник, и наслаждаясь покоем, остается светлым, как золото, погруженное в воду, и, подвергшись искушению, делается еще светлее, как золото, испытываемое огнем, а грешник, и вкушая покой, расплывается и гниет, как сено и глина, брошенные в воду, и подвергшись искушению, сгорает и гибнет, как сено и глина от огня.


Иоанн Златоуст
...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим...


Василий Великий
...Кто хочет достигнуть покоя, тот <здесь> пусть терпит скорби...


Иоанн Златоуст
Добре и бесспорно верно сказали отцы, что не найдет человек покоя иначе, как стяжав и утвердив в себе такое внутреннейшее расположение, что в мире только и есть, что Бог да он, отнюдь ни к чему не обращаясь умом своим, но Его единого вожделевая, и к Нему единому прилепленным пребывая.


Феодор Эдесский
Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.


Игнатий Антиохийский
От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца.


Игнатий Брянчанинов
Кто живет в <мирном>... расположении духа, гот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами...


Иоанн Златоуст
...Ничто столько не служит к душевному спокойствию, как свобода от забот и попечений, особенно если, освободившись от этих забот и попечений, можно не иметь ни в чем недостатка, имея помощником Бога, Который заменяет Собою все.


Иоанн Златоуст
В мире Христовом сокровенно жительствует такая сила духовная, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть.


Игнатий Брянчанинов
...Если любишь мир сердца, потщись войти в него дверью смирения; другого входа в него, кроме смирения, нет.


Никодим Святогорец
Как долг неотложный имеет всякий христианин, когда потеряет сердечный мир, делать все от него зависящее, что может способствовать к восстановлению его, так не меньше того обязательно лежит на нем не допускать, чтоб какие-либо случайности текущей жизни возмущали сей мир, разумею: болезни, раны, смерть сродников, войны, пожары, внезапные, радости, страхи и скорби, воспоминания о прежних проступках и ошибках, словом — все, чем обычно волнуется и тревожится сердце. Потому обязательно не допускать тревог и волнений в таких случаях, что, поддавшись им, человек теряет самообладание и лишается возможности ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования, а то и другое дает врагу доступ взволновать его еще более и направить на какой-либо шаг, трудно поправимый или совсем непоправимый.
Я не то хочу сказать: не допускай скорби, потому что это не в нашей власти, а то: не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать. Это, при помощи Божией, в нашей власти, если у нас в силе нравственно-религиозные чувства и расположения.
Из прискорбностей каждая имеет свои особенности и против каждой есть свои приемы; но я говорю вообще об об них, разумея общее их свойство — растревоживать и возмущать душу, и общее против этого имея в мысли предложить тебе средство. Средство это есть вера в благое Провидение, устрояющее течение нашей жизни со всеми ее случайностями, в личное каждому из нас благо, и благодушная покорность воле Божией, выражающейся в нашем положении, по коей в глубине души взывалось бы: буди воля Божия! Якоже Господеви изволися, тако и бысть, и бысть во благо нам.


Никодим Святогорец
Мир Христов есть некоторый тонкий духовный хлад. Когда он разольется в душе, — она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости.


Игнатий Брянчанинов
Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу.


Авва Исайя (Скитский)
Объятому желанием небесного не должно, не говорю — искать покоя <телесного>, но и наслаждаться им, когда он имеется.


Иоанн Златоуст
Имей постоянную заботу о том, чтоб не допускать сердца своего до смущения и тревог, но всячески напрягайся держать его в мирном и покойном настроении. И Бог, видя, как ты о сем трудишься и подвизаешься, благодатию Своею устроит в душе твоей град мира, и сердце твое сделается тогда домом утешения, как это иносказательно разумеется в следующем изречении псаломском: Иерусалим зиждемый яко град (Пс. 121, 3). Того только желает от тебя Бог, чтоб ты всякий раз, как случится тебе встревожиться чем, тотчас восстановлял в себе мир, и мирствовал таким образом во всех делах своих и занятиях. Ведай, что имеешь для сего потребу в терпении. Ибо как не в один день устрояется город, так не думай в один день стяжать и внутренний мир. Ибо и это не что иное есть, как устроение дома для Бога мира и скинии для Всевышнего, да будешь храмом для Него. Ведай также, что Сам Бог есть и Устроитель в тебе сего дома, и без Пего тщетен будет всякий о сем труд твой, как написано: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущиц (Пе. 126, 1). Ведай и еще, что главное основание сего сердечного мира есть смирение, и то, чтоб избегать дел, занятий и начинаний тревожных и хлопотливых. Что касается до первого, то кому не известно, что смирение, мир сердечный и кротость так тесно соединены между собой, что где есть одно, там есть и другое; кто тих сердцем и кроток, тих и смирен, и наоборот, кто смирен сердцем, тот кроток и мирен. Почему и Господь поставил их в неразрывном союзе, когда сказал: научитеся от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Относительно же второго видим прообраз в древней истории, именно в том, что Бог хотел, чтобы дом для Него построил не Давид, которому всю почти жизнь пришлось вести брани и быть в тревогах, а сын его Соломон, который, по имени своему, был царем мирным и ни с кем не вел браней.


Никодим Святогорец
...Если хочешь быть веселым и наслаждаться покоем и удовольствием, — не удовольствия ищи и не покоя, но старайся, чтобы душа твоя обладала мужеством и была способна к терпению, потому что, если не будешь иметь этих качеств, — тебя не только победит искушение, но еще скорее погубит и низложит покой.


Иоанн Златоуст
Мир сердца возмущают страсти; не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно. Борец в невидимой брани стоит во всеоружии у врат сердца и отражает покушающихся войти в него и возмутить его. И пока мирно сердце, победа над нападающими не затруднительна. Мир сердца — и цель брани духовной, и самое мощное средство для одержания победы в ней. Почему, когда страстное смятение прокрадется в сердце, не бросайся па страсть, чтоб побороть ее, а сойди поскорее в сердце и напрягись умирить его. Как только умирится сердце, и борьбе конец.


Никодим Святогорец
Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога.


Иоанн Златоуст
Святой мир входит в сердца... за словами смирения! Он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу к заключенному в ней, и к гонимому человеками, и к гонимому бесами.


Игнатий Брянчанинов
Не будем искать спокойствия, потому что Христос возвестил скорби ученикам Своим...


Иоанн Златоуст
Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь...


Иоанн Златоуст
Если кто смущается на оскорбляющего его брата, то сие происходит или от того, что он в это время находится не в хорошем расположении духа, или от того, что имеет неприязнь против него. Этому есть много и других причин, о которых уже было говорено. Но главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть то, что мы не укоряем самих себя. От того проистекает всякое подобное расстройство, от того мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрел покоя, а мы надеемся получить спокойствие, или полагаем, что идем правым путем, никогда не желая укорять самих себя.


Авва Дорофей
...Если человек не узнает, что такое скорбь, то не узнает и что такое покой.


Авва Дорофей
...Непрестанным подвигом всей жизни твоей должно быть хранение мира сердца твоего, не допуская его приходить в какое-либо беспорядочное смятение, и все дела свои делая под сенью сего мира, тихонравно...


Никодим Святогорец
Ничему так не несвойственен покой, как человеку. Потому Бог и сделал путь его узким и тесным; даже не только дела добродетели, но и дела житейские Он соединил с трудом, и последние гораздо более.


Иоанн Златоуст
Для сохранения внутреннего мира <необходимо>:

Прежде всего держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем своем поведении — именно, не смотри, не говори, не махай руками, не шагай и ничего другого не делай как-нибудь смятенно, но всегда благочинно и тихо. Привыкши держать себя с благочинною тихостью во внешних своих движениях и делах, легко и без труда достигнешь того, чтоб мирствовать в себе самом, в своем сердце, ибо, по свидетельству отцеп, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего.
Расположись любить всех людей и со всеми жить в согласии, как заповедует святой Павел: аще возможно, еже от вас, со всеми человека мир имейте. (Рим. 12, 18).
Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, по была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам. Такое хранение совести и рождает, и углубляет, и множит мир внутренний, как уверяет святой Давид: мир мног любящем закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165).
Навыкай без смущения сносить всякие неприятности и оскорбления. То правда, что, прежде чем приобретешь такой навык, много придется тебе помучиться и пострадать сердцем, по неопытности в управлении себя в таких случаях; зато, когда приобретешь его, душа твоя начнет почерпать великое утешение из самых встречающихся неприятностей. При решимости, день ото дня все лучше и лучше будешь ты управляться с собой, и скоро дойдешь до того, что будешь уметь в мире хранить дух свой, при всех бурностях совне и внутри.

Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отгнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву, и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею, и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения с радостью встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегать, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: востаните, идем: се, прибшжися предали Мя (Мф. 26, 46).


Никодим Святогорец
Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся — такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34; Деян. 7, 60), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою.


Петр Дамаскин
Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия.


Игнатий Брянчанинов
...Бог поступил с отпадшим человеком так, чтоб он не находил себе покоя в настоящей жизни в вещах мира сего, и чрез то вынуждаем был опять возвращаться ко Всеблагому Богу, Господу и Владыке всяческих, Отцу, Промыслителю, Упокоителю, Искупителю и Спасителю, и всегда находиться при Нем, дабы таким образом и человек находил успокоение, и Бог, Отец его, имея при Себе его, сына, радовался о нем.


Симеон Новый Богослов
Владеть своими чувствами — есть мир.


Авва Исайя (Скитский)
...Чтобы нам наслаждаться покоем и здесь и там, со всем тщанием будем насаждать в душах наших матерь всех благ, т. е. смиренномудрие.


Иоанн Златоуст
Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозе́ огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс.65,12). Путь тех, кто хочет угодить Богу, лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы?


Серафим Саровский
Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими.


Серафим Саровский
Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духово́м злобы поднебесным» (Еф.6,12).


Серафим Саровский
Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.


Серафим Саровский
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго.


Серафим Саровский
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: «Где я?»

При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.


Серафим Саровский
Чтобы тихо и без смущения читать тебе молитвы, веди себя тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома – со всеми; тихо ходи, тихо говори – словом будь тих везде и во всем. – Главное же – будь внутренне тих и кроток: когда будет внутренняя тишина, будет и внешняя.


Иоанн Кронштадтский
Если врываются в душу помышления зложелательства и злорадства – немедленно желай и внутренно проси у Бога всякого добра тому человеку, коему внутренно пожелал зла или о злополучии коего тайно порадовался. Делая так, угодишь Владыке-Сердцеведцу, призирающему на тайное делание сердец наших, и сам сохранишь душевное спокойствие.


Иоанн Кронштадтский
При поздравлении вас с Ангелом на сей раз ничего вам лучшего не принес, как одно сердечное желание снискивать бодрость в духе и удерживать себя в спокойствии по внутреннему человеку. Но как бодрость духа, так как и прочие блага, есть дарование Божие, льющееся на нас свыше от Отца светов. То и должны словами святого Златоуста просить у Господа, говоря: «Господи! не остави мене; Господи! даждь ми мысль благу; Господи! даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость» и прочее. Господь же, по уверению святого Давида, волю боящихся Его сотворит, и молитву вашу услышит, и спасет вас.


Антоний Оптинский (Путилов)
Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятью вечности, то молитвой, хоть краткой, говоря ко Господу: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!» Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не только с невидимыми врагами.


Антоний Оптинский (Путилов)
Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда при всех немощах и недугованиях плоти может быть спокоен и доволен своим положением.


Антоний Оптинский (Путилов)
Вы желаете спокойствия и мира душевного. Но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного… А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде Крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собой образ, да последуем стопам Его… еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и пр., тогда и этого дара удостоимся – мира душевного.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений… а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойной этого. И напомню от старцев духовных: «Кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой».


Макарий Оптинский (Иванов)
Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? – не всегдашний ли плен?


Макарий Оптинский (Иванов)
Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе.


Макарий Оптинский (Иванов)
Мы, согрешая перед Богом, теряем мир, а покаянием он возвращается – милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим этот пламень, то водворяется и мир.


Макарий Оптинский (Иванов)
Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова.


Макарий Оптинский (Иванов)
Вопрос твой на евангельские слова: и на земле мир (Лк. 2, 14), – «где же мир?» – не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиной, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей их требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвой и мира не имели, оным (пришествием) примирены с Отцом.


Макарий Оптинский (Иванов)
Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием.


Моисей Оптинский (Путилов)
Отчего нет мира в костях наших (Пс. 37, 4), в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас.


Антоний Оптинский (Путилов)
Избави Боже вас от особых партий, и чтобы одна другой не знала; это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), а когда ее нет, то чьи же будут ученики?
Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычество Его (см. Пс. 102, 22), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Не вотще сказано в псалмах: ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15), т.е. всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь... что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, это будет прочнее. Одни царственные особы ради умиротворения уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили – он ради получения обещанного Господом Царствия Небесного все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от которого усиливаются все твои душевные брани и ты лишаешься мира.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Сказано: любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8, 28). И в другом месте: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165). А если нет мира в костях наших(см. Пс. 37, 4), то явно, что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдохновенный пророк Давид, глаголя: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165). Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить Закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея от начала 5 главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна и будешь мирна!


Амвросий Оптинский (Гренков)
Что на душе мир и со всеми покойна, то Бога благодари и всеми силами сей мир хранить старайся, ибо он Бога вводит в душу.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
При разных неудачах [прп. Нектарий] советовал говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», – и так повторять, пока не почувствуешь мир в душе.


Нектарий Оптинский (Тихонов)
Вы скорбите за нахождение в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, и когда бы свой был, то были бы покойны. Однако ж сего быть невозможно, чтобы на земле сей, исполненной греховных действий, можно быть совершенно покойным, покой сей доставить может, по учению Господню, только смирение и кротость, ибо Он учит так: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29), но как мы далеко еще от этого отстоим, а напротив, мятемся в мятежных волнах мира сего, побеждаемся от страстей, а паче от главных: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, – то и не можем иметь покоя, хоть и нельзя не иметь попечения человеку, живущему в мире, о доме, о детях и общественных обязанностях, но все это входит в сердце наше с излишеством и [желанием] подражать миру в житейских положениях, отчего и метался излишне, возвергайте ваше попечение на всесильный Промысл Божий, пекущийся о единой птичке и не попущающий погибнуть единому волосу нашему без воли Его, то это по мере вашей веры доставит вам более успокоения… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).


Лев Оптинский (Наголкин)
Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, которые вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).


Лев Оптинский (Наголкин)
Что делать, мы все пока находимся вне смиренного пути, по стремнинам и дебрям, и холмам скитаемся. Видно, еще рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти. Но милостив Бог, силен послать Свою помощь к исцелению.


Макарий Оптинский (Иванов)
Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Видишь, чему более повелевает Господь научиться – смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божией.


Макарий Оптинский (Иванов)
Мысль об оставлении обители неосновательна и душевредна; в уме твоем живописуется, что там тотчас уже и покой обрящешь, и этим обольщаешься, а ты, напротив, представь, что можешь встретить сугубейшие скорби, и испытай себя: готова ли ты к ним? По словам старцев: кто ищет покоя, оный от того удаляется, а кто предает себя на скорби и почитает себя недостойным покоя, обретает его.


Макарий Оптинский (Иванов)
Когда смиришься, получишь мир и успокоение.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты думаешь, выйдя в другой монастырь, успокоиться: кто знает, найдешь ли покой? Покой обретается в смирении, так нас Господь научил (см. Мф. 11, 29). Не смотри на чужие немощи, а внимай себе и сопротивляйся страстям, проси Божией помощи, и Господь вразумит тебя и укрепит тебя в истинном пути.


Макарий Оптинский (Иванов)
Чтобы не иметь никакой скорби и вдруг получить спокойствие – это отнюдь невозможное дело; когда все страсти победим, уничтожим гордость и стяжем смирение, тогда обрящем и покой, ибо и Господь повелел учиться от Него кротости и смирению для обретения покоя (см. Мф. 11, 29).


Макарий Оптинский (Иванов)
Вижу, что вы все находитесь в малодушии и скорбях… да что же делать? Куда от них укрыться? «И ново небо, и землю нову аще бы могли устроить, и тогда покою обрести не возможем». Он обретается в смирении и кротости, по словеси Господню (см. Мф. 11, 29).


Макарий Оптинский (Иванов)
Эту мысль отложи, что другим предоставлен покой, а тебе только нет. Какой покой? Хоть на небо занеси, без смирения не обрящешь покоя, и там страсти не дадут покоя. Веруй сему и старайся здесь их исторгать.


Макарий Оптинский (Иванов)
Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты пишешь, что в это время занималась книгами и прочее, «забыв, что есть люди», но не мни, чтобы эта твоя тишина была благонадежная, а предварившая настоящее волнение. Ведь и море во время тиши предвещает бурю и волнение, а твоя тишина и не могла быть прочна из-за сокрытых внутри тебя страстей и непобежденных.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты пишешь, что теперь во всем покойна, и опасаешься, будет ли от этого польза? Не надейся на этот твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей, впрочем, не убойся этого, Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обучались в брани, и в смирение приходили, а истинный покой рождается от истинного смирения, до которого ты еще далека.


Макарий Оптинский (Иванов)
Т. У. помянула, что без внешнего покоя невозможно иметь внутреннего, это ошибочно; мы видим многих во всяком внешнем упокоении, но внутренно смущающихся; покой доставляет смирение.


Макарий Оптинский (Иванов)
Куда бы вы ни заехали, хоть в дальние страны, пока не смиритесь, не можете успокоиться… Вы думаете, что переехав в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но, напротив, это будет так на две недели или на месяц, а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить.


Макарий Оптинский (Иванов)
Упоминаешь о своем устроении и спокойствии, но оному советую не доверять и не обольщаться, а более взирать на мимошедшее время жизни и окаивать себя; да почему знать, может, и мнимое спокойствие не есть ли подсада вражия, дабы обеспечилась, что уже спасена?


Макарий Оптинский (Иванов)
Не надейся на этот твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей, впрочем, не убойся этого. Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обучались в брани, и в смирение приходили, а истинный покой рождается от истинного смирения.


Макарий Оптинский (Иванов)
Покой обещан нам в будущем веке, а здесь, на земле, труд и искушение. Блажен человек, иже претерпит.


Моисей Оптинский (Путилов)
Не вотще сказано в псалмах: прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой (Пс. 65, 12). Скорбь и болезнь жгут иногда как огонь; а испарина и пот после жара в болезни и слезы от скорби омывают человека как водою. Благодушно и благодарно терпящим все это обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Когда ты непокойна на N., то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: «Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N., и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй». Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «Покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел (Пс. 118, 128).
При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Понудишь себя, то с помощью Божией и исправишься, но покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Мне в письме и в ноги кланяешься, и руки целуешь. Кто я? Земля и пепел. А Господу Иисусу Христу и трех поклонов отказалась класть. Ай, ай, ай, да какое же твое неразумие и гордость!.. Желаю тебе исправиться.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Болю сердцем моим и о том, что у вас во едином часе бывает и брак, и погребение, т.е. и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя то и то и зараз разрушаете все, и после чувствуете досаду, и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на все и на всех, начиная от Нади – до Бога… Отчего невозможно и покойной вам быть. Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености или нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, не вниди в суд с рабой Твоей». Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую!» – Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога». – И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа.


Антоний Оптинский (Путилов)
Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающиеся душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т.е. и земного, и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Вопрос:
– Батюшка, помолитесь обо мне, чтобы я могла успокаивать других.
Ответ:
– Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать.


Амвросий Оптинский (Гренков)