Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о прошении
 
Если плотские родители не все дают просящим детям, не потому, чтобы не обращали на них внимания, но потому, что весьма заботятся о них, то тем более Бог, и больше любящий, и больше всех знающий полезное, поступает таким образом.


Иоанн Златоуст
Ты часто просишь бесполезного и вредного; но Он <Бог>, более заботясь о твоем спасении, смотрит не на прошение, но прежде того всегда на пользу для тебя.


Иоанн Златоуст
Как и петь надлежит с разумением, и молиться с трезвенностию, так и просить не того, что нам кажется хорошим, но того, что Сам Дающий признает добрым и полезным. Ибо многие, по причине богатства, провели жизнь спокойную, но, наконец, по различным козням утратили и настоящую, и будущую жизнь; домогшись начальства, доставляющего поводы к кражам... лишились и того, что имели; постаравшись вступить в супружество с благообразною женщиною и думая, что в этом найдут для себя радости, через сие-то самое и подверглись наиболее опасностям и войнам; потщившись приобрести в высшей степени телесную силу и крепость, после того как вели зверскую жизнь и не познали благородства души <потому что омрачены были в них наилучшие ее силы>, наконец, сделались пищею зверей, претерпев бесславную и окаянную кончину. Посему, оставив все это, будем просить у Бога того, что Сам Он признает для нас полезным.


Исидор Пелусиот
Будем домогаться вечного; тогда не откажет <Бог> и во временном.


Ефрем Сирин
Бог слушает любящих Его и ищущих Его от всего сердца своего и снисходит им во всех их прошениях. Прошения же тех, кои не от всего сердца своего приступают к Нему, но раздвоены сердцем и, что ни делают, выставляют то на вид для получения славы и похвалы человеческой, — не слушает, но гневается на них, так как дела их напоказ. И исполняется над ними слово псалма, который говорит: Бог разсыпа кости, человекоугодников (Пс. 52, 6). По сей причине сила Божия не действует в них, так как они нетверды сердцем во всех делах, к которым приступают. И не знают они Божественной сладости, ее тихости и веселия.


Антоний Великий
Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (ср.: Лк. 18, 7), т.е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения...


Игнатий Брянчанинов
Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно.


Ефрем Сирин
Ты не знаешь полезного тебе, человек: часто просишь вредного и обманчивого. Но Он <Бог> гораздо более пекущийся о твоем спасении, не молитве твоей внимает, но прежде молитвы предусматривает полезное для тебя.


Иоанн Златоуст
Будем просить величайшего богатства; тогда не откажет нам <Бог> и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы; тогда даст и насущный хлеб.


Ефрем Сирин
...И знающие Бога погрешают в различении вещей, поступая невежественно при прошении себе полезного, одного прося как блага, хотя то часто не служит им на пользу, и от другого уклоняясь, как от зла, хотя это принесло бы им иногда и много пользы. Например: болен ли кто? Избегая тягостей болезни, молится он о здоровье. Потерял ли деньги? Скорбит об утрате. Но часто и болезнь полезна, когда она вразумит грешника; и здоровье вредно, когда пользующемуся им послужит пособием ко греху. Так и деньги иным обратились в средство к распутству; а нищета уцеломудрила многих, имевших худые стремления. Итак, не убегай, чего не должно, и не прибегай, к кому не должно. Но пусть у тебя будет одно избегаемое — грех и одно прибежище в несчастиях — Бог.


Василий Великий
Услышана твоя просьба? Возблагодари за то, что ты услышан. Не услышана? Пребудь тверд, чтобы быть услышанным.


Иоанн Златоуст
...<Бог> может дать нам все, но не дает того, что пагубно.


Ефрем Сирин
Просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Многие из вас, не получая долго просимого, унывают. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее. А Господь даже с псом сравнил ее… А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает оттого, что забываем, что между сеятвой и жатвой должно пройти известное время.


Никон Оптинский (Беляев)
Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ и тогда, когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, когда просим у Бога того, что Он повелел и имея отвергать?


Иоанн Златоуст
...Когда умоляешь о чем Бога и Он медлит услышать тебя, ты все продолжай молиться, держа в сердце твердое и живое упование на помощь Его. Ибо за Ним никогда не остается усердная молитва, и на нее всегда готовы от Него излиться богатые милости, превышающие самое чаяние молящихся, если к тому нет нравственных препятствий с их стороны и если они не находятся в таком состоянии, что для них лучше, чтобы неисполненным осталось прошение их, — в каковом случае Он, вместо просимого, посылает иное какое благо, благопотребное для них, ведомо ли для них или неведомо. В сем разуме справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает не услышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется, потому что увидеть то небезвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо его благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства вследствие молитвы, то, пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь, не только видимо, но и невидимо, самые сии чувства приими как плод молитвы, и для тебя спасительный, и Богу благоугодный паче всего.


Никодим Святогорец
Если ты просишь Его <Бога> с милостынею, то Он благоволит к тебе; если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток.


Иоанн Златоуст
Бог хочет, чтобы мы часто просили Его и бывает за это весьма благодарен, потому что Он единственный Должник, Который, когда от Него требуют, благодарит и дает то, чего мы не давали взаймы.


Иоанн Златоуст
Когда ты молишься до изнеможения и не получаешь просимого, то подумай, сколько раз ты слышал, как просил у тебя нищий, и ты не внимал ему, между тем он не досадовал, не оскорбил тебя. Ты поступал так по жестокосердию; но Бог по человеколюбию делает и то, что не внемлет тебе. Итак, если ты не считаешь себя заслуживающим порицания за то, что по жестокосердию не внимаешь подобному тебе рабу, то можешь ли порицать Владыку, когда Он не внимает рабу Своему по человеколюбию?


Иоанн Златоуст
Господь — премудрый Раздаятель. Он смотрит на пользу просящего; и как скоро видит, что просимое им вредно или, по крайней мере, бесполезно ему, не исполняет просимого и отказывает во мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву; и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столько же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена.


Ефрем Сирин
...Намереваясь просить, прежде нежели прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению. Если побуждение, по которому просим, влечет за собою вред, то <Господь>, уврачевавший сынов Зеведеевых, да заградит источники наших прошений.


Ефрем Сирин
...С великою осмотрительностию должно делать прошения, сообразно с волей Божией. А неуслышанным надобно знать, что потребно или терпение, или усиление молитвы...


Василий Великий
...Господь и в словах молитвы, полагая для нас правила и пределы, до которых должны простираться прошения наши о житейских предметах, повелел нам говорить следующие слова, исполненные всякой мудрости: хлеб наш насущный дождь нам днесь (Мф. 6, 11), т. е. дневную пищу.


Иоанн Златоуст
Господь жаждет, чтобы Его жаждали, напоевает желающих пить; приемлет за благодеяние, если просят у Него благодеяния, доступен, великодаровит; с большею приятностию дает, нежели иные приемлют сами. Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего.


Григорий Богослов
Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. Как от этих условий зависит быть услышанным, так от противных условий — быть неуслышанным, хотя бы молящиеся были праведники.


Иоанн Златоуст
Просите того, что прилично просить от Бога, чтобы получить вам и просимое.


Иоанн Златоуст
...Когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога.


Иоанн Златоуст
Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневить Бога малоумием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его.


Игнатий Брянчанинов
Разве Бог не мог бы даровать и прежде <исполнения> наших просьб. Но он ждет для того, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением.


Иоанн Златоуст
...Получить желаемое нами делается для нас возможным, только когда дознаем, как надлежит сего испрашивать.


Григорий Нисский
...Прошение должно соразмерять с тем, кого просишь. Ибо равно неприлично, как малого просить о великом, так великого просить о малом; одно неуместно, другое мелочно.


Григорий Богослов
Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а скорее покажем по этому самому великую твердость и терпение.


Иоанн Златоуст
...Не всякому просящему возможно получить то, чего желает, но тому, кто делами приобрел себе право просить с дерзновением.


Григорий Нисский
...Единственным делом с нашей стороны да будет постоянно пребывать в молитве и не роптать на нескорое исполнение <наших прошений>, но показывать великое терпение. Бог медлит исполнить наши прошения не потому, чтобы отвергал их, но потому, что хочет научить нас усердию <к молитве> и постоянно привлекать нас к Себе.


Иоанн Златоуст
Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое. Посему и без прошения нашего дай нам хлеб — эту пищу животных.


Ефрем Сирин
Так как мы часто, получив просимое, после получения ослабляем усердие в молитвах, то Он <Бог>, желая усилить нашу ревность в молениях, откладывает дар.


Иоанн Златоуст
...Мы бываем не услышаны... когда молимся, продолжая оставаться во грехах своих.


Иоанн Златоуст
...Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а, хотя бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное. Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45). Послушаем Его, когда Он, убеждая нас, говорит: Ищите прежде (Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (ср.: Мф. 6, 33)... Итак, не проси, как главного, того, что должен получить в виде прибавления.


Иоанн Златоуст
...Врач наших душ не станет давать просящим того, что будет во вред им.


Иоанн Златоуст
...Бог, всеми мерами приучая человека обращать взоры к Нему, для сего самого бывает нередко внимателен и к маловажным прошениям, чтобы благодеянием в малом получивший сию милость вызван был на пожелание высшего. Посему и ты, если такой-то человек, по Божиему Промыслу, из невидных сделался известным и знаменитым или приобрел что-либо другое, чего домогаются люди в этой жизни, начальство или богатство, или блистательное положение, представляй себе цель этого, а именно, что Божие в этом человеколюбие служит для тебя доказательством великого Божия могущества, чтобы ты, получив детские игрушки, воссылал к Отцу прошения о важнейшем и совершеннейшем. А таково все, что приносит пользу душе. Ибо всего неразумнее будет, если приступающий к Богу станет просить Вечного — о временном, Небесного — о земном, Всевышнего — о пресмыкающемся по земле, Дарующего Небесное Царство — об этом земном и низком благополучии, Наделяющего неотъемлемым — о кратковременном пользовании чужим достоянием, и отьятие которого необходимо, и наслаждение которым кратковременно, и распоряжение опасно.


Григорий Нисский
...Проси неотступно и с несомненным расположением, хотя несовершенен ты в добродетельной жизни, немощен и ничего недостоин, — и получишь великое.


Иоанн Карпафский
...Кто испрашивает что либо, тот должен знать, что испрашивает, и ясно то представлять, чтобы, когда получит, возблагодарить Подателя и всегда пребыть ему благодарным. Если же кто, молясь, сам не знает, чего испрашивает, то как узнает он, что получил просимое, и, следовательно, как станет благодарить Бога, Который подал ему то? А не возблагодарив, повинен будет осуждению, как неблагодарный...


Симеон Новый Богослов
Бывает иногда полезнее не получить. Если бы для нас не было часто полезно не получить, Бог несомненно дал бы; между тем не получить с пользою — значит получить.


Иоанн Златоуст
...Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха.


Иоанн Златоуст
Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты худо просил, или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе, если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью... Если же ты просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелания, просить истинно с верою и терпением полезного каждому, причем тебя ни в чем не осуждала совесть, как просящего нерадиво или легкомысленно, и тогда ты получишь, раз того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Все ведь, что приобретается с великим усилием, стараются сохранять, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным вечной жизни.


Иоанн Златоуст
...Когда у Пречистого Ума просит <кто> того, чего делать не хочет, тогда желает обмануть не людей только, но и Самого Судию.


Исидор Пелусиот
Как же, спросит кто-нибудь, я могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласном с тем, что Он <Бог> готов тебе дать, если <не просишь> ни о чем таком, что недостойно царя, если ни о чем житейском, если <просишь> одних только духовных <благ>, если приступаешь без гнева, если имеешь чистые, преподобные руки — те, которые творят милостыню.


Иоанн Златоуст
...Прежде всего надобно знать, что не всего, чего хотим, позволено нам просить и что не во всяком случае умеем просить полезного...


Василий Великий
...Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который, по неведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным.


Игнатий Брянчанинов
...<Господь> никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает иногда до времени, отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Если бы дар подаваем был тотчас, то прекратилась бы молитва.


Ефрем Сирин
...Проси того, что считаешь себе нужным и полезным, но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией...


Игнатий Брянчанинов
Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст; а если и получишь, оно пропадет.


Нил Синайский
Всеми возможными способами Бог показывает, что Он Милостивый Податель. Дарит нас Своею любовию и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и погибель. Однакоже и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного дара; в том самом, что устраняет от нас вредное, отверзает уже нам дверь щедрот Своих.
В Сем Подателе не находит себе места неразумие просящего. Немудрому, который по простоте своей, вопреки разуму, просит себе вредного, Бог подает премудро. Отказывает же в дарах тому, кто не исполняет повелений Его. Всякий другой образ действования был бы неразумием для всеведения Подателя.
Посему будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно вредно, а то прошение, которое услышано, полезно. Раздаятель праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его — зависти.
Если Податель медлит исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив того, хочет Он видеть терпение твое. Когда наступит полдень, в который труженики испытывают на себе тяжесть и зной, тогда громогласно можешь требовать себе награды, и вместо одного дара даст Он тебе два — упование и благодать.
Если ты, проситель, неотступно ударяешь в дверь Подателя, то, пока и ничего не дал Он тебе, подает уже терпение, а оно выше всего тобою просимого.
О чудный Податель! Когда и отказывает в просьбе, и тогда дает такой дар, который дороже всего желаемого просителем.
Он — премудрый Раздаятель; рассмотрению подвергает и просьбу, и время. Как скоро признает просьбу вредною, медлит и не исполняет, отлагая до лучшего времени. И хотя прискорбно это просителю, который желает исполнения просьбы в такое даже время, когда это не было бы для него полезно, однако же Бог делает свое, чтобы в большей мере исполнить просьбу впоследствии, в такое именно время, когда это будет для него полезнее.


Ефрем Сирин
Всякое неразумное прошение приносит огорчение просящим... дверь Его <Божия> заключена для просящих лукаво.


Ефрем Сирин
Совершенно недостойно от столь щедрого и обладающего таким всемогуществом <Бога> просить того, что разрушается вместе с настоящею жизнию и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое: укажешь ли на богатство, или власть, или славу человеческую.


Иоанн Златоуст
...Братия мои, без лености и нерадения да умоляет всякий о щедротах; пусть ударяет только в дверь Господню; Господь ответит ему с искреннею любовию.


Ефрем Сирин
Не напрасно... отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его... в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами.


Иоанн Златоуст
...<Бог> часто медлит исполнять наше прошение, не желая мучить нас медленностию, но отсрочкою дара научая постоянной внимательности.


Иоанн Златоуст
Много раз, молясь, просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не Богу предавая устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но, получив <просимое>, бывал потом в великой скорби, и именно за то, что не просил, — да будет лучше по воле Божией; ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал.


Нил Синайский
Бог отвращает Свое лице от некоторых из молящихся Ему по многим причинам: или когда просят не того, что Богу было бы прилично дать, а им — полезно получить, или когда и полезного просят, но неблаговременно было бы получить им то, что Бог находит нужным дать. А бывает и так, что просят о том, что служит ко греху.


Иоанн Златоуст
Будем возводить очи свои всегда ко Господу и Тому возвещать все требования наши и печали сердца. От Него всякое благо, и всяк дар, и созидание. Он дает блага просящим у Него, и тебе пошлет все по Своей благости.


Моисей Оптинский (Путилов)
Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу.


Моисей Оптинский (Путилов)
Пишешь, что тебя муж отослал, и ты, не имея пристанища себе настоящего, какого бы желалось тебе, скорбишь, почему решилась прибегнуть к Богу и просить Его на основании евангельских слов: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7). И что же? – вот и проси, и проси несомненно и терпеливо, и получишь. Будь же благоразумна в прошении, чего просить. Он сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть временное, жизненное) приложится вам (Мф. 6, 33). Учит просить так: да приидет Царствие Твое, и: да будет воля Твоя и пр.; и: входите тесными вратами (Мф. 7, 13) в Небесное Царствие. А святой апостол Иаков говорит: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 3). Итак, проси у Господа терпения – и Он тебе подаст, и укрепит на таком пути, который введет в Небесное Царствие. Он говорит: Я есть путь и истина (Ин. 14, 6). Ты намерения Божия о себе не знаешь, поэтому молись: да будет над тобою святая Его воля, на которую и возложи смиренно упование и надежду твою.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется вопреки будто бы сказанному в Евангелии: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7). Поэтому дура ты из дур, и безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама. Как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, помнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника… где он говорит: «Все чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием, или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что по исполнении их желания впали бы в нерадение»... Смирись, оставь безумие свое и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвой «Господи, прости безумие и прегрешение мое!».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Премудрость создала себе дом, а потом она сказала: «Кто неразумен, обратись сюда»! И скудоумных приглашала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, еже растворих вам, и просите разума ведения»… Сама проси; ты вспомни: двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить – упросила.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Не противьтесь и не противоречьте ни Владыке, ни училищному совету, а всех только смиренно упрашивайте: «Помилуйте! Пощадите! Будьте милостивы!» – и прочее в том же роде. Этим больше выиграете, чем противоречием. Неотступное и смиренное прошение евангельской вдовицы и немилосердого владыку преклонило на милость. А Вам своего владыку следовало бы лично попросить о снисхождении.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Надо просить терпения, помощи, а наипаче смирения. А смерти просить или другого креста не должно – это грешно.


Иосиф Оптинский (Литовкин)