Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о послушании
 
Те старцы, которые принимают на себя роль [старца]... в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть.


Игнатий Брянчанинов
То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества; такое послушание не дано нашему времени.


Игнатий Брянчанинов
Послушание есть смерть собственной воли и воскресение смирения.


Иоанн Лествичник
...Когда воля своя бывает отсечена, тогда путь легок, и спасение удобно...


Феодор Студит
Истинное послушание не смотрит, трудно или удобно, тяжко или легко то, что повелевается, но готово на всякое повеление, какое бы оно ни было, вместе с Пророком отдавая сердце свое в послушание Богу: «Готово сердце мое» (Пс. 107, 2). Оно думает не о повелеваемом, но о лице, воле и желании повелевающего, кто и каков он, и чего от него хочет. Оно довольствуется тем, что Бог есть Тот, кто повелевает, и того, что повелевается, хочет от Него Бог, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Потому рассуждает не о повелевании, но о силе и власти Повелевающего. Потому охотно исполняет Его повелевание. И так – чего хочет Повелевающий, того и оно хочет творить, и чего Он не хочет, того и оно не хочет и не делает.


Тихон Задонский
Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание; потому что такой человек подражатель Благому нашему Учителю, Который послушлив был даже до смерти (ср.: Флп. 2, 8). Итак, подлинно блажен, в ком есть послушание; потому что, будучи подражателем Господу, делается Его сонаследником. В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовию. В ком есть послушание, тот приобрел великое достояние, великое богатство. Послушливый всем благоугоден, всеми восхваляется, всеми прославляется. Послушливый вскорости возвышается, вскорости показывает успехи. Послушливому приказывают, и он не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается. Он готов на всякое доброе дело. Им не легко овладевает вспыльчивость. Если слышит упрек — не смущается; от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях — радуется, в скорбях — благодарит. Он не переселяется с места на место, не переходит из обители в обитель. Увещания не пугают его; на том месте пребывает, куда призван, и не предается унынию. Отца не уничижает и брата не бесчестит; не уклоняется от пребывания в монастыре. Не любит предаваться покою, не пленяется местоположениями, не услаждается воздухом, но, по слову святого Апостола, пребывает в том месте, куда призван (см.: 1 Кор. 7, 20). Итак, подлинно много плодов послушания; и потому блажен, кто приобрел оное.


Ефрем Сирин
Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти.


Ефрем Сирин
Хорошее для тебя приобретение — отсечение воли: оно покажет тебя мучеником в совести.


Симеон Новый Богослов
Человеческой природе, чтобы хранить пределы послушания Богу, потребен страх.


Исаак Сирин Ниневийский
В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовью.


Ефрем Сирин
Если перенесете иго подчинения, то освободитесь от греховных страстей и востечете к установлению Божию.


Феодор Студит
Повиновение рождается от укорения самого себя и от желания душевного здоровья.


Иоанн Лествичник
Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое... посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу.


Ефрем Сирин
Выходя на дело [послушания], храните себя от лености и дерзости.


Авва Исайя (Скитский)
На деле так бывает, что то только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям.


Феофан Затворник
Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием.


Ефрем Сирин
Если сердце твое всем существом своим возненавидело грех и отстало от того, что порождает грех его, и ты, положив перед собою мучение <вечное> с разумом, отстранился от всего, что влечет к нему <греху>, и молишься с разумом Создателю своему, да сопребывает Он с тобою, ничем Его не опечаливая, но плача перед Ним и говоря: «Дело Твоей милости есть избавить меня, я же, без помощи Твоей, не имею сил избежать от рук их <врагов моих>», и <при этом> внимаешь сердцем своим, чтобы не опечалить и того, кто учит тебя по Богу; то это есть по естеству Иисуса. Ибо если человек и все сотворит, послушания же, смирения и терпения не стяжет, то уклоняется в то, что не по естеству. Но предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему во истине и говоря: «Господи! Пред Тобою есмь; удостой меня <познания> воли Твоей; ибо сам я не знаю, что мне полезно; Ты побори <врагов моих>; ибо я не уразумеваю злокозненности их». И если ты будешь делать то, что по естеству Иисуса, то Он не попустит тебе заблудиться ни в чем. Но если ты какую заповедь сотворишь, а не предашь Ему себя всецело в послушание, то Он нимало не попечется о тебе.


Авва Исайя (Скитский)
Послушливый, если слышит упрек, не смущается, от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях радуется, в скорбях благодарит.


Ефрем Сирин
Послушание есть, как достоверно известно, первое в числе вводных <новоначальных> добродетелей добро; ибо оно отсекает кичение и порождает в нас смиренномудрие <...> Итак, тем, которые восприемлют борьбу с гордынею диавольскою, прежде всего должно возревновать о сей добродетели, — и она, предшествуя, незаблудно покажет им потом все стези добродетелей.


Диадох
Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве.


Игнатий Брянчанинов
Послушливый готов на всякое доброе дело. Им не легко овладевает вспыльчивость.


Ефрем Сирин
Послушание есть отказ от человеческого рассуждения даже при богатстве рассуждения.


Иоанн Лествичник
Без истинного послушания ничто не угодно Богу. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46); «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа»,– говорит апостол (2 Тим. 2, 19)... Ни молитва, ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 31)... Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного почитания, как о таких говорит Бог: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). Надо. непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают (Ис. 6, 3). Ибо всякое устное почитание без сердечного есть лицемерие.


Тихон Задонский
Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных закону Божию, уставу и порядку монастыря... но никак не будь послушен на зло.


Игнатий Брянчанинов
Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание, какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания, и даже до того помысел твой простирается, что готов… перейти в штатный монастырь, где надеешься от этого послушания избавиться. На это, возлюбленный наш брате, что имеем тебе сказать в утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем то, что вси есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжавается, и без скорбей спастись невозможно. Ибо, по Писанию, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), но скорби эти различны суть: овому – сии, другому – иного рода, одному телесные, а сему – душевные, тому – бедность, а некоторому – поношение, иному болезни. Все же они посылаются по всепремудрому Промыслу Божию по силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине, мы соучаствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда бы был в обители, избежал ли бы ты скорбей другого какого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за это. Сие более бы тебя уязвляло. Ты взираешь на будущее время и помышляешь для избежания этого послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения этого помысла или противоречия ему? Одобрить это значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А лучше предать это совершенной твоей свободе и дабы она соображалась с волей Божией. Между прочим, можешь сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи, пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь – избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там гораздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния?
…Впрочем, не должно полагать, что всегда на тебя будет падать жребий этого послушания, в обители людей довольно.


Лев Оптинский (Наголкин)
Диавол разными образами старается отторгнуть повинующихся от послушания, иногда их оскверняет телесными нечистотами, делает жестокосердыми и сверх обыкновения смущенными, иногда вводит их в состояние некоторой сухости, бесплодия, лености к молитве, сонливости и омрачения, для того чтобы внушить им, будто они не только никакой пользы не получили от своего повиновения, но и вслед истинного послушания не ходили, ибо диавол не попускает им уразуметь, что часто отъятие даров духовных, бывающее по распоряжению Промысла Божия, служит причиной глубочайшего смиренномудрия. Однако некоторые много раз отражали сего обольстителя терпением.


Макарий Оптинский (Иванов)
Помысел… который внушает тебе, якобы через менее суетное послушание ты бы скорее приблизился к молитве, есть не что иное, как сеть вражия, закликающая нас в высокоумие и погибель. Безропотным исполнением твоего настоящего послушания ты отсекаешь свою волю, а встречающиеся при этом скорби доставляют тебе случаи к познанию себя, и если будешь от случающихся падений научаться смирению и самоукорению, то получишь несомненную пользу, а если послушаешь помысла, научающего тебя просить о перемене послушания, то этим самым и отпадешь от послушания, исполнив свою волю.


Макарий Оптинский (Иванов)
Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти (см. Флп. 2, 8), посему если и мы с вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолюбия сделала волю нашу железной, то есть непреклонной к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее.


Антоний Оптинский (Путилов)
Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше своего правила и больше есть поста и молитвы.


Антоний Оптинский (Путилов)
Когда говорю, надо слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера, уступлю, но не будет пользы для души.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, – такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет и когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Иди, куда поведут, смотри – что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!


Амвросий Оптинский (Гренков)
Авва Дорофей говорит: «Я не знаю монаху иного падения, как последование своей воле». Теперь совершенно забыли происшествия, подобные сему: старец принимает ученика и испытывает его сначала словами, а потом дает послушание: «Иди (чуть ли не за три версты) в Египетскую пустыню, и вот эту сухую трость воткни в сухой песок, и ходи туда ежедневно два раза поливать, беря воду с собой из монастыря». Тот идет и втыкает, потом начинает ее поливать. И что-то долго он ее поливать ходил, кажется, более года. Конечно, диавол ему наводил помыслы: «Ну, смотри, не глупый ли твой старец? Велел поливать сухую палку, воткнутую в раскаленный песок». А послушник отвечает: «Ладно, ладно, говори, что хочешь, а я все-таки буду поливать!» Наконец старец говорит своему ученику: «Иди и пожни плоды твоего послушания». Тот идет, приходит на обычное место, где была воткнутая трость, а на том месте прекрасный оазис. Пальмы растут, и ключ так и бьет из-под земли.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко ни казалось, не отказывайтесь. Бог за послушание поможет.


Нектарий Оптинский (Тихонов)
Надо иметь готовность по воле Божией все делать. Надо различать два рода послушания: внешнее – для средних дел, и внутренне – для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем – нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и святыми отцами, и если он скажет не согласно с ними, то можно сказать ему: не могу так. Хорошо желать только то, что будет. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, то это не приносит особенной пользы для души, только вред здесь умеряется все-таки тем, что получается благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды.


Никон Оптинский (Беляев)
Послушническое состояние – блаженное состояние, равноангельная жизнь, некрадомое богатство, живот блажен и прочее, и прочее. Но, к сожалению, многие от неведения, не зная цены и душевного преимущества своего перед другими чинами, скучают о том, что голова их не прикрыта, что и они якоже и прочии человецы доселе не имеют у себя длинных хвостов. Но Господь Бог и прежде прошения нашего весть, что кому полезнее. У Него и для смиренных послушниц в обителях небесных приготовлено место злачно и покойно.


Антоний Оптинский (Путилов)
...Послушание стяжавший есть подражатель Христов...


Феодор Студит
Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога.


Игнатий Брянчанинов
...Охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими...


Никодим Святогорец
...Если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его, потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо Премудрый говорит в притчах: Путие безумных прави пред ними: а мудрый приимет совет (ср.: Притч. 12, 15). Послушаем и того, который говорит: юнии, повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Пет. 5, 5).


Ефрем Сирин
Если ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись перед учителем, да накажет тебя милостью, и без совета ничего не делай.


Игнатий Брянчанинов
Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения.


Иоанн Лествичник
Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).


Василий Великий
Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения.


Игнатий Брянчанинов
Соблюдший убо через послушание заповедь — и правду исполнил, и единение любви к Заповедавшему сохранил неразрывным.


Максим Исповедник
...Не впадайте в преслушание, ибо преслушливые обнажают себя для стрел врага...


Феодор Студит
Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь, чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих.


Иоанн Лествичник
Восхотев жить с духовными братиями, у дверей их отрекись от своих хотений: ибо другим способом не возможешь ты быть в мире ни с Богом, ни с живущими с тобою.


Максим Исповедник
Все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнять, как Божие повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают об их исполнимости.


Иоанн Кассиан Римлянин
Исполняя послушания, должны мы так действовать, как бы прямо от Самого Бога получили на то повеление.


Феодор Студит
Верно, и писательство имеет свой предел... Ведь и порядок естества требует послушания, — не ему, а Источнику его. И надо благодушно покориться.


Феофан Затворник
...Послушание ради смирения ко всякой добродетели способно.


Григорий Синаит
...Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии...


Ефрем Сирин
...<Не будьте>, когда нас слушаются, принимающими это с приятностию, а когда от нас требуют послушания, — с неудовольствием, в приказаниях строгими, а в исполнении приказаний мрачными и ропщущими.


Ефрем Сирин
Послушание есть оправдание перед Богом, устранение страха смерти, безопасное плавание.


Иоанн Лествичник
Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными.


Игнатий Брянчанинов
Если бы люди сохранили... достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью.


Иоанн Златоуст
Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением, ибо таковой будет увенчан, став исповедником о Господе.


Ефрем Сирин
Отцы... блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа.


Иоанн Лествичник
Прилагай старание не раболепствовать собственной воле, но будь послушен боящимся Господа и по милости Божией сокрушишь главу змия.


Ефрем Сирин
Неповинующийся словом, без сомнения, не повинуется и делом; ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле.


Иоанн Лествичник
Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей.


Иоанн Лествичник
Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном простом ведении, но кто изъявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди.


Марк Подвижник
И как мы не змии, когда не оказываемся послушными Богу, пребываем же в преслушании, внушенном змием?


Макарий Великий
...Ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости <в исполнении воли Его>, так как лучше скорое послушание с бедностию, нежели медлительность со множеством имений.


Симеон Новый Богослов
Преслушанием душа погружена в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых.


Макарий Великий
«Как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый» (Мф. 21, 28–31). Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников. Ибо здесь под двумя сыновьями подразумеваются язычники и иудеи. Язычники, не давая обещания о послушании и не слышав закона, самим делом оказывали послушание. А иудеи, хотя говорили: «всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх. 19, 8), на самом деле не оказывали покорности закону. Потому, чтобы иудеи не подумали, что закон и без исполнения приносит им пользу, Христос показывает, что это самое и осуждает их. Согласное с этим говорит и Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). Потому, чтобы иудеи осудили сами себя. Спаситель заставляет их самих произнести приговор.Когда же они, не понимая цели притчи, произнесли приговор, тогда Он уже раскрывает им смысл притчи и говорит: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 31–32). Если бы Он просто сказал: «блудницы вперед вас идут в Царство Божие», то слова Его показались бы им тяжкими; но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его для них окажутся не такими тяжкими. Для этого же Он называет и причину. Какую же? Иоанн, говорит Он, пришел к вам, а не к ним, и притом путем праведным. Ибо вы не можете обвинить его, как человека нерадивого и бесполезного. Он вел и жизнь безукоризненную и имел большую попечительность, однако вы и тогда не послушали его. После этого следует другое осуждение: мытари уверовали; затем еще обвинение: вы, и увидев это, не одумались, чтобы поверить ему после, тогда как вам надлежало сделать это прежде. А это не заслуживает никакого прощения. Слова «вперед вас идут» не потому сказаны, что иудеи последуют мытарям, но потому, что и они, если захотят, могут войти в Царство Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность; потому Христос всегда говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30). Для того Христос и ставит в пример блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали. Ибо грехи блудниц и мытарей есть грехи величайшие, происходящие от грубой любви, один – к телу, другой – к деньгам. Притом Христос поучает, что верить Иоанну – значит истинно повиноваться закону Божиему. Итак, блудницы входят в Царство Божие не по одной благодати, но и по правде. Ибо входят они уже не как блудницы, а как послушные и верующие, чистые и переменившиеся. Обличив иудеев во всем этом, Христос наконец наносит им самый тяжкий удар: «вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Плохо не делать доброго в самом начале, но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется.


Иоанн Златоуст
Никто не должен быть господином даже себе самому; но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братиям, сообразно с сим обязан и рассуждать обо всем, и делать все, впрочем, пребывая в собственном своем чине.


Василий Великий
Молодому монаху подобает совещаться со старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келлии... Если что-нибудь тебе будет повелено, согласное с заповедями Господа Бога нашего, соблюди и исполни это с тщательностью... Напротив, если будет приказано что-либо противное божественным заповеданиям, тогда нужно ответить приказывающему: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).


Антоний Великий
Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, чем отношение старца к безусловному послушнику, рабу о Господе.


Игнатий Брянчанинов
Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу (Флп. 2, 8), делается Его сонаследником.


Ефрем Сирин
...<Древние монахи>, сидя в кельях своих и занимаясь рукоделием и размышлением, как скоро услышат звук ударяющего в дверь, который зовет их на молитву, или к какому-либо делу; то каждый тотчас выходит из своей кельи, так что занимавшийся письмом бросает писать на том месте, где застанет призыв, не смея даже докончить начатой буквы, потому что они не столько пекутся о совершении дела и своей пользе, сколько о том, чтобы доказать свое послушание, которое они предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою в келье, но даже всем добродетелям, так что они готовы претерпеть все невыгоды для того, чтобы только ни в чем не нарушить доброго послушания.


Иоанн Кассиан Римлянин
Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге? Бытия. Когда ему повелел Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу» и прочее (Быт. 12, 1), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал апостол: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11, 8). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божию привел и вознес на жертвенник во всесожжение своего сына Исаака, и хотя не на деле, но произволением заклал его (Быт. 22, 1–12). Верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, невзирая на столь тяжкое и непостижимое повеление, но внимал власти Повелевающего, силе и всемогуществу, «ибо он думал,– говорит апостол,– что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 19).


Тихон Задонский
Прошу и молю, стойте, терпите доблестно, благодушествуйте, мужайтеся, помышляя, какой славы сподобятся треблаженные и святые послушники.


Феодор Студит
Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать — благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его.


Феофан Затворник
...Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное, многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран.


Григорий Синаит
...Человек в преслушании умер страшною душевною смертию и принял клятву на клятву...


Макарий Великий
...Должно ли оказывать послушание всякому и приказывающему что бы то ни было? Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе (см.: Исх. 18, 19—24). Но поелику есть немалая разность в самых приказаниях <потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедию, иные же, хотя, по-видимому, и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди>, то необходимо помнить сказанное Апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся (1 Сол. 5, 20—22).


Василий Великий
Некий старец сказал: «Тот монах, который от души предаст себя повиновению духовному отцу, имеет большее воздаяние, чем тот, кто живет отшельником в пустыне». К этому он добавил: «Один из отцов сказывал, что он видел четыре чина в Небе. Первый чин состоял из больных, благодарящих Бога, второй – из принимающих странников и служащих ближним. Третий – из жительствующих в пустыне, лишенных человеческого общества. Четвертый – из тех, которые повинуются духовным отцам и находятся в послушании у них ради Бога. Чин проходящих послушание украшался золотой цепью и венцом и имел большую славу, чем три первые чина. Я спросил того, кто показывал мне все это, почему этот чин имеет большую славу? Он ответил: «Потому, что принимающие странников делают это по собственной воле. И отшельники по собственной воле оставили человеческое общество. Но чин, предавший себя послушанию, находится в совершенной зависимости от Бога и от духовных отцов, потому и имеет большую славу». Благое дело – послушание, проходимое ради Бога. Наследуйте, хотя бы отчасти, эту добродетель! Послушание – спасение для всех верующих. Послушание порождает все добродетели. Послушание – дверь в Царство Небесное... Послушание – пища всех святых: воспитанные им, как молоком, они при посредстве его достигли совершенства.


Игнатий Брянчанинов
Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе; устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то не с гневом воспротивимся приказанию... но просительно и, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не но нашим силам.


Ефрем Сирин
...Обогащайтесь плодами послушания вашего и в них напояйтесь вином умиления, веселящим священные сердца ваши...


Феодор Студит
Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одною добродетелию или, лучше, одною заповедию можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад.


Григорий Синаит
Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием.


Игнатий Брянчанинов
...Из мира перенесетесь вы к Богу и, временную жизнь оставляя, перейдете к жизни бесконечной, если до конца будете являть опыты верного послушания.


Феодор Студит
Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе.


Григорий Синаит
Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область темного царства лжи и производимого ею самообольщения.


Игнатий Брянчанинов
Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост.


Иоанн Златоуст
Кто попускает послушнику противоречить себе там, где не следует, тот обольщает его в этом деле и допускает отвергать обеты повиновения.


Марк Подвижник
Живя со старшим, не позволь себе, не спросив его прежде, оказать благодеяние нищему. Не сделай этого тайно.


Авва Исайя (Скитский)
...Если нам приказывают что-либо согласное с заповедию Господнею, или содействующее ей, то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию...


Василий Великий
Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое... послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме.


Иоанн Лествичник
Истинный послушник есть только тот, кто душу свою предал настоятелю и пребывает в воле его даже до крови.


Феодор Студит
...Если тебе определено прислуживать, исполняй свое послужение с такою чистою и нелестною любовию, как бы ты служил самом}' Христу, а не человекам...


Симеон Новый Богослов
Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется.


Антоний Великий
Предай сердце свое в послушание отцам своим — и благодать Божия будет обитать в тебе.


Авва Исайя (Скитский)
Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.


Игнатий Брянчанинов
Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем — с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание.


Авва Исайя (Скитский)
Вера – мать послушания.


Тихон Задонский
Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу Богу.


Ефрем Сирин
Послушание Божиему повелению обыкновенно дарует жизнь и бессмертие, а непослушание — мертвенность и тление.


Нил Синайский
Хотя мы, по немощи нашей, и не можем такого повиновения Ему проявлять, какого Его святой и праведный закон от нас требует, потому что «плоть желает противного духу» (Гал. 5, 17), однако мы должны от всего сердца стараться не позволять плоти господствовать над нами, но покорять плоть духу и духом умерщвлять дела плотские, как учит апостол (Рим. 8, 13)... Обещание послушания мы столько раз повторяем, сколько раз каемся перед Ним в согрешениях наших. Следовательно, кто не старается проявлять этого послушания Богу, напрасно говорит Ему: «Господи! Господи!».


Тихон Задонский
...Огорчаемый непослушанием некоторых из сестер обители, старец со скорбью говорил: «Вот Бог отнял у меня слух и голос, чтобы не слышать, как вы просите благословения жить по своей воле, и чтобы не говорить, потому что не слушаетесь».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Ослушание и непослушание – такой грех, который и мученичеством не заглаждается. Вероятно, сама читала, как один монах не послушал своего отца, ушел от него, и впал в руки мучителей, и получил мученическую смерть; мощи его, как мученика, христианами поставлены были в церкви. Когда диакон возглашал: «Оглашеннии изыдите», – мощи сами выходили из церкви, пока не призван был его старец и не простил его.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Прекрасно сказал по этому поводу старец Зосима в поучениях своих о послушании. Много осуждения и порицания достоин будет отец начальствующий, если попустит чадам своим духовным творить свою волю (т.е. противоречить), не слушаться, настаивать на своем и т.п. Да и сами дети такого отца по кончине своей будут роптать на него и осуждать его за то, что его нерадением лишились своего спасения. Из этих слов старца Зосимы (изложенных здесь приблизительно, не с точностью) видно, что вред от самочинной жизни особенно ярко познается при конце жизни. Во время обычной жизни нашей нам кажутся наши желания, намерения, интересы в житейских делах очень важными, дорогими, почти необходимыми. Чтобы не потерять приятное нам или получить то, что хочется нам, мы готовы бываем отвергнуть послушание, отсекающее нашу волю, – отвергнуть или явно, или различными ухищрениями, или выпрашивая у духовного отца принужденное благословение или согласие. При конце жизни все эти интересы житейские теряют свою привлекательность, и человек видит свою потерю, свой душевный ущерб, происшедший от непослушания и самочиния – в нем виноват и духовный отец, и дети.


Никон Оптинский (Беляев)
Что вы с помощью Божией располагаетесь в совершенное повиновение, это для вас и вообще для всех, по свидетельству святых отцов, душеспасительно.


Лев Оптинский (Наголкин)
Послушай, дочь Л., поелику мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывшей ваши чувства душевные и телесные, но заблаговременно послушание оказывать маменьке и ни в чем не составлять по своей воле, но худо ли или хорошо, согласоваться, как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила, писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть хотя и очень не нравится какая вещь, и тебя побивают десять мыслей лучших), но ты должна с великим понуждением и пролитием крови внутри себя согласиться на вышеозначенное маменькой определение и малопомалу благостью Божией в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению сделать или что кому советовать. А во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей [маменьке], то бы и в таковое время могли бы ее увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, а к [маменьке] непокорливы, и по вашему высокомудрию кажется она вам недостаточной к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обрящешь в душе своей покой и мир Божий приобрящешь во утешение себе!


Лев Оптинский (Наголкин)
Если спрашивать меня – так и слушать, а если не слушать – так и не ходить ко мне.


Лев Оптинский (Наголкин)
Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства.


Макарий Оптинский (Иванов)
Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить, и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось, это самый удобный путь, который нам показан в учении святых отцов, прошедших опытом духовную жизнь и потерпевших брани духовные.


Макарий Оптинский (Иванов)
Какое дадут тебе послушание, я не знаю, только во всяком надо иметь страх Божий и внимание.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты скорбишь, что водишься своей волей и не можешь предаться так, как отцы повелевают. Где же этого взять? Когда уже старец Паисий, в его время и в центре монашества, или в монашеской колыбели, – Святой Афонской Горе, не мог найти сего блага, то что речем о наших бедственных временах? Оскудели старцы! Нет и учеников! Разве ты одна о себе так мечтаешь, что могла бы покориться с отвержением себя; живи хотя с равным себе и по возможности покоряйтесь друг другу, то Господь поможет созидаться вашему душевному граду, и спасение получишь несомненно благодатью Божией.


Макарий Оптинский (Иванов)
О послушании скорбь твоя проистекает из тех же источников – тщеславия и самомнения, – но плода смирения нимало в этом не усматривается. Святой Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение», – а у тебя напротив. Послушание состоит не в том одном, чтобы укачествоваться в каком-нибудь деле, но в отвержении своей воли и разума и покорении оных другим. За это бывает брань и смиряет нас. Полезно и участвовать в делах послушания, но когда случающиеся нам при этом досады и укоризны принимаем без ропота, но с самоукорением и познанием своей немощи, отчего наша славолюбивая часть укрощается, также и яростная изнемогает. А когда только питаемся мыслью, что мы проходим послушание, то больше еще гордостью обольщаемся и вместо пользы вред получаем, ибо плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение (Гал. 5, 22).


Макарий Оптинский (Иванов)
Кажется, нет успехов [в смирении] и потому, что вы думаете высоко о своей жизни, и что правильно идете, имеете послушание к моей худости, и поэтому-то нет плодов, ибо от послушания рождается смирение, а где ж оно? О! если бы хоть малое благоухание его происходило от вас, то не посмели бы враги так дерзко ругаться над вами.


Макарий Оптинский (Иванов)
Кто, проходя истинный путь послушания, стяжавает помалу от всего смирение, видя недостаток свой, тот не может и помыслить, что через борение будет искусен, а другим будет полезен для наставления, а только видит себя скверным и последнейшим всех. В таком разуме искушения и падения уцеломудряют, смиряют и приводят к покаянию и в истинный разум. А в противном случае надымают и отворяют путь к вящим падениям.


Макарий Оптинский (Иванов)
Описала ты тягостное состояние свое по послушанию и пишешь, что, прочтя письмо мое, оскорбилась сердцем и духом, подумала, что я ко всем имею любовь и сострадание, одну только тебя оставляю скорбеть. – Неправда, я и к тебе сострадаю и еще больше других по твоему неумиротворению жалею и печалюсь, что ты до сих пор никак не приладишься и не успокоишься на своем послушании, а я неоднократно писал тебе и теперь должен подтвердить то же: ни чем иным не спастись тебе, как своим настоящим послушанием, если и тысячу отдашь, а своей воли не отдашь, ничтоже успеешь, хотим мы, чтобы все было по-нашему, а не так, как Богу угодно, тогда как с нашей стороны должно быть только произволение с усердием к возложенной обязанности, а совершать все – дело Божие; сделается или что не сделается, как бы тебе хотелось, должна быть покойной, в чем и да поможет тебе Господь, сердечно желаю!


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Писала ты еще о том, как нелегко переменить для тебя прежний куколь свой на наметку. – На это скажу тебе: послушание, которое окажешь этим начальнице, спасет тебя лучше, нежели старый твой куколь, и если сердце твое не согласуется, как говоришь ты, со словами, так ты не верь ему.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Писала насчет послушания казначейского, что матушка игуменья желает непременно тебе его вручить и ты представляла свою неспособность, но она не принимает никаких резонов и хочет оставить старую казначею за неспособностью, тебе же ее жаль, почему и думаешь попросить матушку игуменью погодить еще хоть на год. – Объяснись с матушкой игуменьей обо всем, что тебя удерживает и какие предлоги имеешь, – и как она решит, так и будь согласна и покойна.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Я прежде писал тебе и теперь повторяю то же, что все спасение твое состоит в твоем послушании, когда будешь проходить его по совести и благодушно. И это также писал, что послушание есть паче жертвоприношения и паче поста и молитвы, потому оно и спасительно, что с трудом и скорбью сопрягается, а ропот твой прогневляет Бога, за что и попускается тебе испытывать твои немощи, это самое и есть наказание Божие. А если бы проходила послушание твое с радостным предложением, то оно не было бы для тебя отяготительно, и сестры были бы к тебе лучше, и все дела шли успешнее, помощь Божия посылалась бы тебе за твое тщание. Итак, призови в помощь Бога и положи начало не тяготиться послушанием, а с любовью и ревностью по Бозе проходить его, чего сердечно тебе желаю.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Пишешь, что столкновение и сообращение с людьми при твоем послушании обтесывает твое устроение, благодари Бога, что Он так печется о твоем спасении, а при сравнении ты можешь видеть, насколько настоящее послушание полезнее твоей келейной прежней жизни; ты там была как святая, не знала всех своих немощей, а теперь они у тебя перед глазами и на каждом шагу представляются. Познавая их и смиряя свое мудрование, при помощи Божией полагай исправление.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, нежели то, что делается по своей воле и по своему разуму, как Сам Господь через апостола говорит: Сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. 9, 6). И паки в Евангелии глаголет: Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38). И кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т.е. своих хотений и разумений), и возьми крест свой, т.е. решись переносить скорби, случающиеся на пути послушания, и таким образом следуй за Мною (Мк. 8, 34) исполнением и других евангельских заповедей.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Не забывай, что послушание выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться по мере сил.


Амвросий Оптинский (Гренков)
3наю, сестра, что тебе очень трудно и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от лица Божия побежал в Фарсис, да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою и зной огненных стрел вражиих опалять главу. От лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест и указуется свой путь, и в евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть также послушание. Святой апостол Павел пишет и о Самом Спасителе, что Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8).
А вообще ко всем нам святой апостол Петр глаголет: возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1Пет. 1, 13–14). И Сам Господь во Евангелии глаголет: пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); и к верховному апостолу рек: Петр! любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. паси агнцев Моих (Ин. 21, 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая слово сказанное: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). И апостол пишет: каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3, 8). Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также если воля Божия будет, то и безмолвие в свое время подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание больше жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание: и младшим, и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Апостол как основание спасения и как главную потребность выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 5–8).
Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т.е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Святой Лествичник говорит: «Послушник, то есть послушник истинный, не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых». А я желал бы, чтобы ты была послушница истинная. Смысл и понятие у тебя есть, да смирения у тебя недостает: все охотница ты вперед забегать. От этого ты сама путаешься и других путаешь, сама скорбишь и других оскорбляешь. Если ты умнее сестры, то умей разумно и вовремя примолчать, кольми паче не ходить туда, где бестолково и зловредно толкуют. Если придакнешь и согласишься, то после придется со стыдом расплачиваться за такое человекоугодие. Прочти со вниманием 4-ю Степень «Лествицы» и попроси у матерей почитать в 1-й части «Добротолюбия» Симеона Нового Богослова «главы деятельные». Там ты увидишь свою ошибку, увидишь и то, чего должно держаться. Помни, что Царствие Небесное кое-как не приобретается, а с толком и понуждением на благое, несвоечинно и самосовестно, но с вопрошением опытных и с отсечением своей воли и разума, как свойственно истинному послушнику.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Старайся поступать во всем по заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека и от усердия исполнения его зависит твое спасение.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Странник жил как странник и проводил жизнь странническую, не обязанный заботами и попечениями, и свободно упражнялся в молитве, как желал. А ты проводишь жизнь как казначея, и притом болезненная, обязанная монастырским послушанием, и потому в молитве упражняйся, сколько имеешь свободы, а остальное дополнится послушанием, которое имеет также свое значение. Монах-плотник жаловался Варсануфию Великому:
– Отче, Бога мне помянуть некогда.
– Почему же? – спросил старец.
– Потому что весь день занят делом плотничества.
– Ведь ты этим делом занимаешься за послушание, Бога ради?
– Так, – отвечал брат.
– Значит, ты весь день Бога поминаешь!
Не сомневайся и ты о своем послушании, а к молитве простирайся, елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки:
– Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить или посуду мыть тайно, вопреки игуменье? Никак не советую делать это. Преподобный Варсануфий в ответах авве Дорофею говорит: «Не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию».


Амвросий Оптинский (Гренков)
В трудах и хлопотах да поможет тебе Господь и терпение в скорбях подаст. Без скорбей и спастись невозможно, и везде они бывают по попущению Божию… да утешает тебя то, что несешь все за святое послушание, которое выше всех добродетелей.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Зачем же Паша собирается уходить? Надо и помысел сей прогонять от себя. Послушание есть великая добродетель, и если вред какой думает она получить от послушания, то благодать Божия покроет ее, только чтобы сама не предавалась нерадению и беспечности.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
В том, что уволили сестру из обители, погрешности не сделали, это послужит на пользу другим. Не желающую повиноваться трудно заставить.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Добросовестно проходимое послушание – та же молитва.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
От послушания бегать неполезно, надо нести как крест, возложенный Богом.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Послушница обители вашей Варвара говорит, что смирения у нее нет, а послушание есть. Так говорит она от непонимания дела. Слово «послушание» имеет двоякое значение: во-первых – послушание как добродетель, а во-вторых – самое дело, которое исполняет послушник, у нас обычно тоже называется послушанием. Бывает же иногда так, что послушник в точности исполняет порученное ему дело и в то же время не имеет добродетели послушания. А бывает это тогда, когда он, аккуратно исполняя дело, ропщет, гневается и осуждает тех, которые поручили ему дело. В таком случае бывает только одно наружное послушание без внутреннего. Это все то же, что тело без души – гниющий зловонный труп. Должно соединять наружное послушание с внутренним, т.е. принимать повеления от начальствующих, как от Самого Господа, и исполнять их в простоте сердца, без гнева и ропота, хотя бы оно и противно было желанию и сердечному расположению послушника. Тогда и добродетель послушания появится. И так как, по замечанию святых отцов, от истинного послушания рождается смирение, то при послушании не замедлит сказаться и смирение. Все же это приобретается не вдруг и не в скором времени, а через многие годы при постоянном внимании к себе и всегдашнем самопонуждении к добру и при усердной молитве к Господу о помощи. Ибо Господь сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Послушание и есть основание всего монашеского жительства. А кто по своей воле живет, так враг вертит, как ему хочется.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Господь да поможет тебе в послушании твоем и даст тебе терпение и смирение. Отягощаться не надо послушанием, а надо его нести с усердием, через это и спасение получишь. Почитай у аввы Дорофея, как преподобный Досифей трудился с народом и какую за это награду получил от Господа. А отказываться будешь от послушания, то мирна не будешь, да это и грех.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Послушанием не отягощайся и не ропщи. Надо нести труд для обители. Если не ты, то другая должна быть на твоем месте. Терпения ради и спасешься. Послушание и называется мученичеством. А отказываться грешно.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Если у тебя здоровье слабое, то тебя и не пошлют на скотный. А если пошлют, тоже отказываться не надо. В монастыре всякое послушание надо нести с усердием. Труднее послушание – больше награды получишь от Господа, только делай да не ропщи.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что делается как послушание.


Нектарий Оптинский (Тихонов)
Давно еще, когда я был в скиту, мне пришла мысль – вот, у меня ничего нет, ни внутреннего монашества нет, ни наружного, ибо никаких телесных подвигов я не несу. И душевными очами не вижу я в себе монаха. Тогда, чтобы не погибнуть, я решил идти путем послушания. После такого решения я делал только то, что мне скажут, и обрел спокойствие. Мне сказали: из скита переходи в монастырь. Я перешел, хотя мне и не хотелось. И вообще, во всем и всегда я старался исполнять не свою волю, а волю начальства своего монастырского и своего духовного отца. Старец Нектарий однажды сказал мне по этому поводу замечательные слова: «Нет ничего пагубнее для монаха, как устраивать свою жизнь по своему смышлению». А старец Нектарий отличался особой наблюдательностью и обладал даром прозорливости. Послушание – это самое важное для монаха. У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе. Хотел бы я всегда иметь такое настроение.


Никон Оптинский (Беляев)
Не важно, какое исполнять послушание, а важно, как исполнить послушание: со смирением, терпением и молитвой.


Никон Оптинский (Беляев)
Для исполнения послушания, которое даже превосходит собственные силы, но которое послушник, или монах, или вообще человек берет на себя именно за послушание, как от руки Господ [прп. Варсонофий] говорил, что указать смиренно на неудобоисполнимость послушания можно, когда оно действительно таково, но настаивать на своем разумении нельзя, но следует взять на себя послушание с упованием на волю Божию и помощь.


Никон Оптинский (Беляев)