Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о обличении
 
Обличение из зависти — ядоносная стрела.


Исаак Сирин Ниневийский
Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых пожизни своей.


Исаак Сирин Ниневийский
Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Гораздо скорее можно тронуть кротостию, нежели пристыдить строгостию.


Иоанн Златоуст
Добрые и боголюбивые мужи обличают в чем–либо худом людей, когда они есть на лицо, а отсутствующих не только не укоряют сами, но и тем, кои покушаются говорить что–либо о них, не позволяют того.


Антоний Великий
Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, — мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель.


Исаак Сирин Ниневийский
Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли хирургисал <оперировал> тебя <т. е. обличением вывел наружу находящееся в тебе зло>...


Илия Екдик
Обличитель несносен для грешников не только тогда, когда они слышат его голос, но и тогда, когда только видят его.


Иоанн Златоуст
Нет стыда в том, когда нас другие исправляют; напротив, стыдно удалять от себя тех, кто исправляет нас, и делать это во вред собственному спасению.


Иоанн Златоуст
Если ты говоришь и правду, но с гневом, то все погубил, будешь ли ты обличать, или вразумлять, или делать что-нибудь другое.


Иоанн Златоуст
Если, например, кто побранит тебя, праведно или неправедно, или осудит, или оклевещет, — и ты не переносишь такого бесчестия с кротостию, но, оскорбившись тем в сердце своем, не удерживаешь раздражения своего, а бранишь и сам того, кто побранил тебя, или осуждаешь его, или другое что неприятное ему делаешь, или не делая ничего такого, держишь страсть неприязни против него в сердце своем, а не прощаешь ему от всей души, и не молишься о нем Богу, то вот и стал ты врагом Христу, потому что поступаешь противно заповедям Его; стал ты врагом и себе самому и губишь душу свою тем, что сделал <в силу такого непрощения брату> все прежние свои грехи неизгладимыми и непростительными.


Симеон Новый Богослов
Ничто ведь не имеет такого влияния на душу, ничто столько не способно восстановить ее и исправить ее непостоянство <как обличение>.


Иоанн Златоуст
...Советы твои пусть будут кратки, потому что <грешник> не нуждается в длинных нравоучениях; извинения же пусть будут неоднократны и часты, а больше всего ссылайся на любовь, прикрывая ею строгость речей своих и оставляя дальнейшее на его волю; скажи: «Я только предлагаю и советую тебе это, а послушаться зависит от тебя; я не заставляю и не принуждаю тебя, но предоставляю все собственному твоему рассуждению». Если таким образом мы будем приниматься за обличение, то мы легко сможем исправлять согрешающих.


Иоанн Златоуст
...Доброполезный конец обличений — людей браннолюбивых и мятежных приводить в мирное состояние.


Василий Великий
Не должно равнодушно смотреть на согрешающих, или умалчивать о них. Обличающий должен обличать со всяким сердоболием, в страхе Божием и в намерении обратить грешника. Обличаемый или получающий выговор должен принимать сие охотно, признавая, что в исправлении состоит собственная его польза. Когда обвиняют кого, никто другой при обвиняемом... не должен делать возражений обвиняющему. А если кому обвинение кажется неосновательным, то должен повести слово с обвинителем наедине и убедить его или сам убедиться.


Василий Великий
Того, кто не состоит в подчинении тебе, не обличай в проступке в лицо, ибо это дело более власти, чем совета.


Марк Подвижник
Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением. Как при разрезе раны, хотя и спасительном, страждущий не выносит болей сечения и разреза, если не будет употреблено многих средств, смягчающих боль, так и здесь.


Иоанн Златоуст
Обличающий грешников, если и ничего другого не делает, по крайней мере, не попускает им идти далее.


Иоанн Златоуст
Чем больше чувствуешь душевные болезни свои, тем более будь благодарен тому, кто указал тебе их своими обличениями. Ибо чрез это он стал виновником для тебя совершенного очищения, без коего ум не может войти в чистую область молитвы.


Илия Екдик
Или обличи справедливо, или не злословь тайно; или открыто сделай выговор, или не злоумышляй втайне. Ибо уничижается правда, когда примешивается к ней низкое коварство.


Ефрем Сирин
Лучше с благоговением <благожелательно> молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.


Марк Подвижник
...Выговоры настоятель пусть делает согрешившим без страсти, потому что обличать брата с раздражением и гневом значит не его освобождать от греха, но самого себя ввергать в погрешности.


Василий Великий
Знаю, что некто давал мне часто такой совет: «Поелику в великих делах преуспевают обыкновенно с великими опасностями, то пользуйся, Исидор, приличною смелостию в слове. Иногда, может быть, и устыдятся не умеющие стыдиться своих грехопадений, ибо нет невозможности и преуспеть тебе. А если потерпишь и неприятное, то потерпишь имеете с Пророками, Апостолами и другими святыми, к которым если не по преспеяниям, то по страданиям быть причисленным должно быть желательно тебе, человеку не выдающемуся из толпы». Но на это отвечал я, говоря сам в себе: «иное говоришь ты и хорошо, и я готов бываю послушаться тебя, но как мне говорить смело? Высказывать ли начисто все или откровенность срастворять снисходительностию? Знаю, что иные исцелены были сильным выговором, а иные ожесточены и доведены до того, что стали еще хуже; другие же насмеялись и над скромным советом, и над смелым словом, и вменили его ни во что. Посему как же человеку в столь многих недугах употреблять одно врачевство? Как ему врачевать погрешности, происходящие от противоположных недугов? Поэтому-то сказал я самому себе то же, что теперь говорю тебе: «Если бы тебе одному доводилось не иметь успеха в деле, то надлежало бы не вдруг за него приниматься. А если и Моисей, и Илия, и Иоанн, мужи боголюбивые, советами и смелым словом не оказывали пользы людям, однако же не стали поэтому, что требовалось от них, делать того хуже; то надлежит к дерзновению присоединять снисходительность, а врачевание предоставить Божией деснице. Ибо худое все почти люди знают сами собою, а доброго, и от других слыша, дознать не желают».


Исидор Пелусиот
Если обличения будешь принимать с приятностию, то других станешь обличать с приязнию.


Ефрем Сирин
Когда обличают, или молчать надо, или кротко защищаться, если обличение клеветливо; не для того, чтоб поставить на своем, а чтоб поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению дела.


Илия Екдик
По самому существу... слушание замечаний тягостно, и в особенности, когда это случается с престарелым человеком, а если <замечания делаются> к тому же юношею, то это становится втройне безрассудным. Поэтому и нужно смягчать <обличение> кротостию и дружелюбием. Можно ведь обличать без жестокости, если кто захочет упражняться в этом; только для этого требуется большое благоразумие, однако это возможно.


Иоанн Златоуст
Весьма много добра для жизни нашей произойдет от того, если все мы будем и обличать согрешающих, и сами легко переносить обличения во грехах.


Иоанн Златоуст
Когда враг будет поносить тебя за грех, который ты сознаешь за собой, а ты, слыша это, не ответишь ему оскорблением, а горько восстенаешь и станешь умолять Бога, то тотчас же изгладишь весь грех.


Иоанн Златоуст
Если же жало смерти — грех (ср.: 1 Кор. 15, 56)... то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: иже щадит жезл <свой>, ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно (Притч. 13, 25).


Василий Великий
Что лекарства для ран, то обличения для грехов.


Иоанн Златоуст
Кто делает выговор, да позволит, не стыдясь, чтобы и ему делали вразумления.


Ефрем Сирин
Врач теми же пособиями лечит и свои болезни. Так и строгий обличитель, чем поражает других, тем должен врачевать и свою душу.


Ефрем Сирин
Обличающий должен много обдумывать, чтобы обличение было принято охотно; нужно много благоразумия тому, кто прилагает это врачевство; лучше сказать, обличающий должен иметь больше мудрости, нежели режущий тело.


Иоанн Златоуст
Мы потому и тяжки <для других> со своими обличениями, что сами раздражаемся, когда нас обличают. Если бы брат твой узнал, что, обличив тебя, он похвален тобою, то и сам отплатил бы <тебе> тем же, когда бы ты стал обличать его.


Иоанн Златоуст
У тех, кто лечит тела, бывает так, что наносящий сечение сам нисколько его не чувствует, а раздирается от болей один только тот, кому производится сечение; у врачующих же души дело обстоит не так, — если только я не ошибаюсь, судя по себе о других, — а сам говорящий первый испытывает боль, когда порицает других.


Иоанн Златоуст
Если брат согрешит, с удовольствием обвиняем его, а если грешим сами, не с приятностию принимаем обличение.


Ефрем Сирин
Если ты видишь согрешающего брата, то обличи его не всенародно, но как повелел Христос: между тобою и тем единем (Мф. 18, 15), притом не понося и не нападая па лежащего, но соболезнуя и сокрушаясь; будь и сам готов выслушать обличение, если ты согрешишь в чем-нибудь.


Иоанн Златоуст
Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины.


Марк Подвижник
Можно и бранить, и обличать, но с мудростью; растворенное ею обличение не бывает противным, тяжким и несносным.


Иоанн Златоуст
Для вас лучше в продолжение краткого времени потерпеть жжение от наших слов, нежели вечно <страдать>от того пламени <геенны>.


Иоанн Златоуст
...Как отвергающий лекарства неразумен, так и не принимающий обличении безрассуден.


Иоанн Златоуст
Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое <обличение>, по страху Божию и истине.


Марк Подвижник
Восстань против тщеславия; если кто скажет против тебя что-нибудь, не убойся выслушать о себе худое ради Христа.


Иоанн Златоуст
Что делаешь ты, человек?.. Видишь брата, который стремится в пропасть, оставил заботу о спасении, не знает, что нужно делать, — и не протягиваешь руки, не порицаешь, не обличаешь его? Желаешь лучше не навлечь на себя его гнева, не показаться ему неприятным, чем позаботиться о его спасении? Будешь ли ты иметь какое-либо прощение у Бога, какое-либо извинение?.. Оттого-то все и извратилось, оттого-то все в нашей жизни и смешалось в беспорядке, что мы ни сами не выносим мужественно обличений, ни других не желаем обличать. Потому мы и бываем ненавистны со своими обличениями, что сами приходим в ярость, когда нас обличают. Если бы брат твой знал, что, обличив тебя, он заслужит от тебя похвалу, то и сам отплатил бы тебе за обличение такой же платой.


Иоанн Златоуст
Обличения, высказываемые пред всеми, часто делают обличаемых более бесстыдными, и многие из грешников, если видят, что им можно быть незаметными, легко решаются исправиться, а если они уже у многих потеряли хорошее мнение, то иные из них впадают в отчаяние и предаются бесстыдству.


Иоанн Златоуст
...Мы теперь хотя сами себя называем грешными, недостойными, и говорим многое другое, но если кто-нибудь другой скажет о нас что-либо подобное, то мы раздражаемся, свирепеем. Видишь ли, что у нас нет исповедания грехов и даже благоразумия? Ты сам называешь себя таким; не досадуй же, когда слышишь то же от других, когда обличают тебя другие. Когда другие поносят тебя, тогда чрез это обличаются грехи твои; они на себя налагают бремя, а тебя приводят к любомудрию.


Иоанн Златоуст
Люди лукавые, будучи многочисленнее делающих им выговоры за худые дела и разноглася с ними, нередко приводят их <обличающих> в такое отупение, что не останавливают их <вразумляемых> в падениях с прежним дерзновением. Посему надлежит дерзновение соединять с кротостию и обличения растворять любовию, и тогда уже делать вразумления. Если же и в этом случае не воспользуются вразумляемые, но упорно отвергнут тех, которые достойны самых великих венцов, несомненно и Богом будут прославлены, и людьми благоразумными удостоены одобрения; то уцеломудривающие злых да переносят сие мужественно, и да печалятся не о себе <представляя, что с ними не другое что произошло, а только возбуждено ими о себе другое мнение>, но о развращении и безумии вразумляемых ими, которые так неисцельно болеют, что даже злословят врачей.


Исидор Пелусиот
Не удивляйся, видя, что и любимые тобою враждуют на тебя за твои обличения. Ибо легкомысленные люди бывают орудиями бесов, и особенно, против их врагов <то есть рабов Божиих>.


Иоанн Лествичник
Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих.


Марк Подвижник
В самом деле, если друг обличил тебя справедливо, исправь грех...


Иоанн Златоуст
Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяготу будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее восприемлет обличение <сам в себе>.


Марк Подвижник
...Не думайте, будто вы угождаете вашим братьям, когда, увидя, что они делают что-либо дурное, не обличаете их со всею строгостию.


Иоанн Златоуст
Если нужно против кого-нибудь восстать, то это можно сделать и без гнева, и даже удобнее и благоразумнее, нежели как с гневом: тогда ничего не потерпишь неприятного.


Иоанн Златоуст
Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой перед ним свои грехи.


Марк Подвижник
Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо — уметь обличать, — это <последнее> есть признак величайшей заботливости <о ближнем>.


Иоанн Златоуст
Сперва должно себя самого исправить от какого бы то ни было недостатка, и тогда уже обвинять в нем другого.


Василий Великий
Обличай скромно, и в связи с другими вступай благочестно.


Ефрем Сирин
Если будет нужда обличить в чем-либо брата, и ты увидишь себя подвигшимся на гнев и не владеющим собою, то отнюдь ничего не говори, дабы тебе еще более не смутиться; но когда приметишь, что и ты, и он находитесь в кротком и мирном устроении, тогда говори не с укором или обличением, но со всяким смирением объясни дело.


Авва Исайя (Скитский)
...Никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодеяние о здравии.


Иоанн Лествичник
...Когда ты согрешишь, не жди обличения со стороны другого, но прежде, чем будешь обличен, сам осуди свой поступок, потому что, если другой обличит тебя, твое исправление является добрым делом не твоего исповедания, а обличения другого.


Иоанн Златоуст
Кто не обличает с дерзновением, тот отзывается о другом худо, потому что нет твердости в том, что говорит он.


Ефрем Сирин
...Обличающему нужна именно великая кротость, чтобы расположить обличаемого перенести болезненное врачевание. Не видите ли у врачей, когда они прижигают или отсекают, с какою кротостию они применяют врачевство? Чем более должны так поступать обличающие, потому что обличение сильнее огня и железа приводит в раздражение. Врачи всячески стараются, чтобы сделать отсечение спокойнее и как можно легче, и для того, приступив к нему и исполнив несколько, останавливаются, чтобы дать отдохнуть больному. Так должно делать и обличения, чтобы обличаемые не отстранились от нас. Если бы при этом нам пришлось выслушать оскорбления и даже получить удары, мы не должны останавливаться. И подвергающиеся болезненному врачеванию много кричат против врачующих, однако врачи не смотрят ни на что, а только на здоровье страждущих. Так и здесь нужно делать все, чтобы обличение принесло пользу, нужно переносить все, имея в виду предстоящую награду.


Иоанн Златоуст
Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений.


Иоанн Лествичник
Обличение и выговор должно принимать как врачевство, которым истребляется немощь и восстанавливается здравие.


Василий Великий
Вот отличие самое важное, вот великая честь, вот слава самого высокого любомудрия — великодушно терпеть обличение.


Иоанн Златоуст
Если случится, как человеку, кому провиниться, то должно вскоре раскаяться и полагать начало.


Лев Оптинский (Наголкин)
Не доверяй также и тому помыслу, который при скорбях, наносимых тебе, научает не себя обвинять, а сожалеть о причинивших их, как о виновных: что они покоряются врагу и т.п. Это тоже вражий помысел, тайно влекущий через самооправдание к самомнению; гораздо полезнее быть оглагольником себя в первословии, то есть обвинять себя самого, как подавшего чем-либо повод к оскорблению себя, обвинять себя, как достойного оскорблений, в недостатке терпения, смирения, снисхождения и любви, чем всячески можно с помощью Божией устудить или вовсе погасить вражду к себе во оскорбляющем нас брате. Притом же надо помнить, что это делается и не без попущения Божия, а всяко по грехам нашим ко вразумлению и смирению.


Макарий Оптинский (Иванов)
Пишешь, что трудно бывает для тебя, когда видишь, что другие к тебе несправедливы, и ты не можешь заставить себя думать, что ты виновата, и это лишает тебя спокойствия. Это самое и показывает тебе, что ты далеко еще от того, что нам Господь заповедал: любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).


Макарий Оптинский (Иванов)
Иногда бываем виновны и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним, но мы через завесу самолюбия смотрим только на свою правость и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснуться их не хотим. Как бы то ни было, что бы кто ни делал нам зла, по вине или безвинно – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния.


Макарий Оптинский (Иванов)
Юная подвижница! Не унывай, когда бывают тебе какие потрясения: это необходимо в обучении духовной жизни; старайся находить в себе вину и не обвиняй никого из ближних твоих.


Макарий Оптинский (Иванов)
Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других – и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение – зачем нам искать в других правоты или вины? Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Мир тебе, и Божие благословение, и всякое утверждение в добром и спасительном и, прежде всего, в мире душевном, и всяком мужестве, и долготерпении, и удалении от всякого малодушия, зело отягчающего немощных душой и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся, приятное и неприятное, и никого не винить, кроме себя самих, за многое и во многом повинных, других же винить нисколько нас не успокоит, а еще более смутит.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновной пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своей неосторожностью и неискусством.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Без скорбей невозможно спастись, и их надо переносить с терпением и со смирением, людей не винить, а находить вину в себе.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Замечания делай… не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого. Знай, когда можно сделать замечание, а когда лучше смолчать.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Пишешь: «Тяжело делать замечания сестрам в церкви». – Но если тебе это дело поручено м. игуменьей, то должно делать замечание с самоукорением. А если не поручено, то и не следовало бы тебе самой входить в это дело. В других монастырях для наблюдения за порядком в церкви поставляются благочинные. Пусть они и смотрят, а ты о себе заботься.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Когда нужно, то замечание надо делать неисправным, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только, чтобы без раздражения делать. А если видишь, что она смущена осталась, то положи за нее несколько поклонов после.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Переносить неприятное с молчанием хорошо, если это неприятное другим вреда не делает, а только тебя касается. А если и другие через это страдают или терпят, то можно со смирением и напомнить. А если когда расстроятся на тебя, то хоть ты не расстраивай себя. Переноси со смирением, осуждая себя и стараясь обиды не иметь в сердце.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
В Премудрости Соломона сказано: Не обличай злых, да не возненавидят тебя, – а позволено только обличать премудрых, которые возлюбят за это, и преподавать вины премудрым, да премудрее будут (ср.: Прем. 9, 8–9).


Лев Оптинский (Наголкин)
Ты пишешь, что тебе сердечно было больно мое обличение, «так что в голову ударило». Это должно показать тебе немощное твое устроение, которое исправится самоукорением и смирением. Ежели я буду тебя только гладить по головке, то какая ж будет тебе польза?


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя в грехах, но неужели уже и совесть молчит перед тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; такой ваш путь теперешней вашей жизни; впрочем, не печалься, найдутся люди, и пошлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием.


Макарий Оптинский (Иванов)
Старайся о тех средствах, которые приносят тебе пользу; я говорю: не доверяться своему разуму и повергнуть свою волю, обличение же, правильное или неправильное, не отвергать, когда не хочешь отвергнуться своего спасения. Все эти делания приведут тебя к познанию своих немощей и смирению.


Макарий Оптинский (Иванов)
Говорить матушке о сестрах нужно с рассуждением, нужно сказывать ей о них то, от чего может произойти вред обители, а от чего вреда обители не может быть, о том – помалкивать. Обличать сестер и старших надо, но так, как пророк Нафан обличал царя Давида.


Иларион Оптинский (Пономарёв)
Царствие Божие нудится (см. Мф. 11, 12), и без понуждения его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. Старайся избавиться от разных своих страстей, и когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Если напрасно гневаешься на кого, то, по слову святого апостола, – человекоубийца (см. 1Ин. 3, 15). Нужно за обижающих нас и за тех, которые почему-либо не нравятся, молиться по примеру Самого Спасителя.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Когда тебя обижают, то не скорби, а когда согрешишь, тогда жалей и поскорби перед Богом за грехи, но с надеждой на милость Божию.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Обличать надо так, чтобы не расстроилась, и одну. А если не послушает, тогда при свидетелях.


Никон Оптинский (Беляев)