Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о милостыне
 
Щедрые подаяния и вместе заушения то же, что в меду омоченный мел.


Исаак Сирин Ниневийский
Тот странник, кто мыслию своею стал вне всего житейского.


Исаак Сирин Ниневийский
...Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием.


Исаак Сирин Ниневийский
Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу.


Исаак Сирин Ниневийский
Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его.


Исаак Сирин Ниневийский
Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен.


Исаак Сирин Ниневийский
Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид.


Антоний Великий
В человеке всего более божественно то, что он может благотворить.


Григорий Богослов
Милостыня есть мать любви — любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых...


Иоанн Златоуст
Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим.


Феофан Затворник
Когда же подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил.


Исаак Сирин Ниневийский
Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям.


Илия Екдик
Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня...


Исаак Сирин Ниневийский
...Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение...


Василий Великий
Кто делает благое и ищет воздаяния, тот служит не Богу, а своей воле.


Марк Подвижник
...Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога.


Киприан Карфагенский
Если снабжаешь кого, давай тайно и избежишь тщеславия.


Ефрем Сирин
Через милость мы избавимся огня геенского. В противном случае за что умилосердится и помилует нас Бог?


Иоанн Златоуст
Некто из святых сказал... «слеп милостивый, если не бывает справедлив, разумею же, что должен давать другому из добытого собственными усилиями и трудами, а не из добытого ложью, неправдой), ухищрениями».


Исаак Сирин Ниневийский
...Милосердные и благотворители не могут обеднеть, а скорее впадут в бедность скупые и немилосердные.


Киприан Карфагенский
...Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и — даже больше для последних, чем для первых.


Иоанн Златоуст
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии.


Ефрем Сирин
Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ.


Иоанн Златоуст
...Подобно тому, как когда является солнце, то оно разгоняет густой воздух, так точно и милостыня удаляет мрак притеснений и печалей.


Иоанн Златоуст
В смирении посевай милостыню, и пожнешь милость на Суде.


Исаак Сирин Ниневийский
...Полное совершенство милосердия доказывается терпением решающегося переносить обиды.


Исаак Сирин Ниневийский
Если не подаешь нуждающемуся, то не знаешь, что и сам ты человек.


Ефрем Сирин
Укрась... <язык> кротостию и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостынею, — можно ведь и словами творить милостыню.


Иоанн Златоуст
Удалясь от молвы житейской, уединись, и будешь странник. Сидеть в келье будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону.


Антоний Великий
В благотворительности больше всего отражается свет богоподобия.


Феофан Затворник
Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу.


Ефрем Сирин
Немилостивый подвижник — бесплодное дерево.


Исаак Сирин Ниневийский
По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод.


Иоанн Златоуст
...Милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.


Исаак Сирин Ниневийский
Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь.


Иоанн Златоуст
Не надобно иметь вещь для того именно, чтобы оказывать милость; это скорее великая немощь, но и вовсе не имеющий, чем оказать милость, должен иметь милосердие ко всем, и тем может помочь нуждающимся, сделавшись беспристрастным к вещам житейским, а к людям имея сострадание.


Петр Дамаскин
На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви.


Игнатий Брянчанинов
...Милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили.


Иоанн Златоуст
Человек милостивый — врач своей души, потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страстей.


Исаак Сирин Ниневийский
...Сотворим себе милость, братие, тем что окажем милость братиям; чрез сострадание — приобретем сострадание; сделаем добро — дабы нам было благо: соответственное будет воздаяние; но только паши доброделание и человеколюбие, и любовь, и милосердие, и сострадание — ни по достоинству, ни по мере не равняются награде, ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и насколько человек в силах делать добро, — воспринимаешь же сторицей из божественных и неиссякаемых сокровищ и Вечную Жизнь, и будешь облагодетельствован из того и насколько облагодетельствовать может Бог, а это — ихже. око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Итак, проявим тщание, дабы нам получить богатство милости; немногими деньгами купим вечное наследие; убоимся подобающим образом проклятия немилостивым, дабы вследствие сего не стать нам осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обеднеем: ибо и мы услышим от Христа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство (ср.: Мф. 25, 34). Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: ибо не любяй брата своего, егоже виде, говорит Евангелист, Бога, Егоже не виде, како может любити? (1 Ин. 4, 20), а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? А тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну.


Григорий Палама
Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.


Иоанн Златоуст
Возлюбим милосердие, оно есть руководитель и учитель любомудрия. Тот, кто научился быть милосердным к несчастному, научится и не злопамятствовать, а научившись этому, в состоянии будет и благодетельствовать врагам.


Иоанн Златоуст
...Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога.


Исаак Сирин Ниневийский
...Милосердие вложено природой во всех, даже в грубых и жестоких. И что удивительного, если мы оказываем <милосердие> людям? Мы и зверей милуем. В таком избытке вложено в нас милосердие!


Иоанн Златоуст
Как дети богачей имеют на шее золотое украшение и никогда не снимают его в знак благородства, так и нам всегда должно возлагать на себя милостыню, чтоб показать, что мы дети Милосердого, Который солнце Свое сияет на злыя и благия (Мф. 5, 45).


Иоанн Златоуст
Если истинно ты милосерд, то, когда неправедно отнято у тебя твое, не скорби внутренно, и не рассказывай об ущербе посторонним.


Исаак Сирин Ниневийский
Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником, даже странником между своими, Водворившегося в тебя благодатью, и Привлекшего тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем, который вчера был мытарь, а сегодня стал щедр: все принеси в дар Христову вшествию, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты возрастом телесным Лежит недужный и изъязвленный? Устыдись своего здравия и тех язв, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень из уважения к твоей ризе нетления, т. е. ко Христу; потому что плицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (ср.: Гал. 3, 27). Если встретишь припадающего должника, всякое писание праведное и неправедное раздери (Ис. 58, 6). Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос. Не будь лютым истязателем за меньший долг, и притом для кого? — Для подобных тебе рабов, когда прощен тебе Господом больший долг; бойся, чтобы не понести тебе наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец и которому ты не подражал.


Григорий Богослов
...Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду...


Василий Великий
...Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся.


Феофан Затворник
Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.


Исаак Сирин Ниневийский
...Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих.


Иоанн Златоуст
...Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, но ищет достойного...


Иоанн Златоуст
Похвала и спасение христианам — иметь всегда за трапезою своею вместе вкушающих нищих, сирот и странников, потому что дома сего никогда не оставит Христос.


Ефрем Сирин
Милостыня — это великая красота и драгоценность, великий дар или, лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившийся презирать деньги исторг корень зол. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что милостыне предлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом, а приучившийся к этому сделал весьма великий шаг к небу и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали.


Иоанн Златоуст
В Евангелии упоминаемая жена, купив скляницу многоценного мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя это, стали негодовать и сочли дело такое за небогоугодное и погибельное, т.е. суетное, говоря: «Чего ради гибель сия бысть? Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим» (ср.: Мк. 14, 4). Но Спаситель не одобрил их за это, рекши: «Жена дело доброе сотворила Мне; нищих всегда иметь будете, а Меня не всегда» (ср.: Мк. 14, 6–7; Ин. 12, 8). Этим примером научает нас Спаситель, что всякое дело – благое, если относится собственно к чести Самого Бога и к прославлению Его, там попечение о нищих оставлять должно до времени. Потому если кто прилежит более о украшении святыни, тот не только ничего не теряет, но и весьма много приобретает, чему примером может служить преподобный Эразм Печерский… Богу угодное дело и строение вновь святых храмов. О пользе этой сама Матерь Божия, явившись, известила некоему угоднику, что если кто на созидание Церкви Божией и один кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницей о себе.


Антоний Оптинский (Путилов)
Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собой в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения.


Амвросий Оптинский (Гренков)
О, жестокость! О, бесчувственность! Для чего, говоришь ты, они <нищие> обнажают изувеченные члены? Для тебя. Если бы мы были сострадательны, то им не нужно было бы прибегать к таким средствам <...>
Ты называешь нищего бесстыдным. Сам, похищая чужое, ты не считаешь себя бесстыдным; а просящий хлеба бесстыден? Ужели ты не знаешь, как сильна потребность желудка? Не делаешь ли ты все для него?


Иоанн Златоуст
Благотворительность содержит жизнь, она — мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных, она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям.


Григорий Нисский
...Не только молитва, по и пост также от милостыни заимствует свою твердость.


Иоанн Златоуст
Тот страннолюбив, кто себя самого признает странником.


Григорий Богослов
Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в крещении и возделанной заповедями.


Игнатий Брянчанинов
Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие, как человеколюбие.


Иоанн Златоуст
Дающий от имений своих бедным, а скорбей не претерпевающий, надеясь получить за то награду, великую испытывает радость и довольство, и от этого может случиться, что иногда впадет он в тщеславие и тем погубит мзду свою. А тот, кто раздавая имение свое бедным, с благодарностью претерпевает все скорбное и безропотно переносит всякие искушения, которые его преследуют, который чувствует всю горечь и тяготу прискорбностей и однако ж хранит свой помысл твердым и непоколебимым, таковый и здесь, в настоящей жизни, и там, в жизни будущей, великое получит воздаяние, так как он подражает Страстям Христовым и, терпя, терпит Господа во дни скорбей и искушений, его теснящих.


Симеон Новый Богослов
...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу.


Василий Великий
...Одно надежное и неотъемлемое богатство — иждивать свое имущество для Бога и для нищих.


Григорий Богослов
О, негоднейшее и ненасытимое чудовище <немилосердие>! Скольких оно поглотило, скольких истребило, скольких убило, скольких сожгло в том <геенском> огне?


Иоанн Златоуст
Если бы милость простиралась на всех, то никто не был бы наказан; но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее.


Иоанн Златоуст
Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13).


Ефрем Сирин
Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою...


Василий Великий
Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги... но это не милостыня. И блудники дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то подобен и тот, кто <подает милостыню> из тщеславия.


Иоанн Златоуст
Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшею горячкой и одержимый ненасытною страстью, желает увеличить свое имущество; а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть. Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения.


Иоанн Златоуст
...Для Бога приятнее видеть, когда ты один динарий дашь бедному с тою лишь целью, чтобы благоугодить Божественному Его величествию, нежели когда ты обнажился бы от всего своего имущества с другою какою целью, даже с тою, чтобы получить небесные блага, хотя такая цель и добра, и желательна.


Никодим Святогорец
Милостыня — пища души. И как вино и хлеб служат на пищу и веселие тела, так и милостыня с молитвой являются врачевством и радостью для души.


Иоанн Златоуст
...Когда кто-нибудь просит пищи, то не исследуй; здесь ты не столько даешь, сколько сам принимаешь.


Иоанн Златоуст
...Имущество наше тогда особенно бывает нашим, когда мы им пользуемся не для самих себя, но исключительно для бедных.


Иоанн Златоуст
Пусть будет дом наш Христовым пристанищем для всех; будем просить у них награды, не серебра, но того, чтобы они сделали дом наш пристанищем Христовым; будем ходить повсюду, привлекать к себе, гоняться, как за добычею; здесь мы скорее сами получаем, нежели оказываем благодеяния.


Иоанн Златоуст
Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность.


Иоанн Златоуст
Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать...


Ерм
Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подает милостыню для того, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает корабль его. Иной подает ее за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подает ее для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подает то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего душеполезного не искали у Него, и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к их душевной пользе. Ты сделал это для того, чтобы благословилось поле твое, и Бог благословил твое поле; ты сделал сие за детей своих, и Бог сохранил детей твоих. Ты сделал это, чтобы прославиться, и Бог прославил тебя. Итак, что же должен тебе Бог? Он отдал тебе плату, за которую ты делал.
Иной подает милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения: этот подает ее для <пользы> души своей; этот подает ради Бога, однако же и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным: также и сей подает милостыню для того, чтобы избавиться от мучения, и Бог избавляет его от оного. Другой подает милостыню для того, чтобы получить награду: сей выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог: ибо он еще не находится и состоянии сына, но, как наемник, исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль: также и сей подаст <милостыню> для того, чтобы приобрести и получить награду от Бога... Мы <же> должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня; так приходим мы в степень сына...


Авва Дорофей
Кто благодетельствует другу, тот, без сомнения, делает это не для Бога, а кто — человеку незнакомому, тот делает исключительно для Бога.


Иоанн Златоуст
Не все для плоти, поживем несколько и для Бога. Ибо ощущение и услаждение от пищи получает малая часть плоти — гортань, а пища, перегнивши в желудке, наконец извергается. Милосердие же и благотворительность суть дела, любезные Богу, и если обитают в каком человеке, то обожествляют его и образуют по подобию Всеблагого, чтобы он был образом Первого и Чистого, и всякий ум превосходящего Существа. Какой же конец обещан такой ревности? Здесь добрая надежда и радостное ожидание, а потом, когда, оставив сию скоропреходящую плоть, преоблачимся в нетление, — блаженная жизнь, непрестающая и негибнущая, где уготованы некие дивные и ныне неизвестные наслаждения.


Григорий Нисский
...<В странноприимстве> Господь наш требует от нас избытка усердия, а не множества яств, не трапезы роскошной, но сердца радушного, услуг не на одних только словах, но и любви, происходящей от сердца и чистого намерения.


Иоанн Златоуст
Пусть хоть тысячи людей видят вас подающими милостыню, только сами вы не обращайте внимания на них и не желайте от них временной славы; а если хотите... иметь зрителей того, что вы делаете, на то есть Ангелы и Архангелы, и Сам Создатель и Владыка всяческих.


Иоанн Златоуст
Если так много печется Господь о бедных, когда их обижают, то, конечно же, еще более наградит тебя за них, когда они получат от тебя благодеяния.


Григорий Богослов
...Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, но за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однакож, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты.


Иоанн Златоуст
Как многие из предстоящих здесь в храме желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу! Теперь вот это возможно, мы можем приглашать Его на вечерю и вечерять с Ним даже с большею пользою. Будем одевать нагого, принимать странного, питать алчущего, напоять жаждущего, посещать болящего (см.: Мф. 25, 35-36).


Иоанн Златоуст
Достоинство бедного составляет одна нужда; кто бы когда ни пришел к нам с нею, не станем ничего исследовать более; потому что мы подаем не нраву, а человеку, и жалеем его не за добродетель, а за несчастье, чтобы и самим нам привлечь на себя великую милость от Господа, чтобы и самим нам, недостойным, сподобиться Его человеколюбия.


Иоанн Златоуст
Без милости и молитва бесплодна. Без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели.


Иоанн Златоуст
...Когда ты увидишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу других добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола и подвергается затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу.


Иоанн Златоуст
Благотворительности не забывайте, и милость Божия осенит вас.


Феофан Затворник
Того, кто хотел оказать благодеяние, но не был в состоянии помочь, не порицай за последствие дела, но почитай за намерение, потому что по естеству подвигнут он был к тому, что сделать надлежало, хотя не достало на то сил и не возмог привести того в исполнение.


Исидор Пелусиот
...В милостыне не так, <как в житейских делах>... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой.


Иоанн Златоуст
Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта <евангельская> вдова, то отдай по крайней мере все лишнее; пусть будет у тебя всего достаточно, но без излишества.


Иоанн Златоуст
...Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас по силе возможности Самому Богу. Это больше всего и делает человека человеком.


Иоанн Златоуст
Как нельзя пасти вместе овец и волков, так невозможно получить милость тому, кто коварно действует в отношении к ближнему своему.


Марк Подвижник
Приходил нищий и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду в Твоей помощи, по моим же законам, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся.


Григорий Богослов
Смотри, сколь велика милостыня. Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собой. Будите убо милосерды, говорит Он, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (ср.: Лк. 6, 36).


Иоанн Златоуст
Многие получили помощь от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно <помилованы>, то, по крайней мере, получили некоторое утешение.


Иоанн Златоуст
Не проходи же, человек, мимо бедняка с протянутой рукою, хотя во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь.


Иоанн Златоуст
Чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будите милосерди, говорится, якоже Отец ваш, (ср.: Л к. С, 36).


Иоанн Златоуст
Странническая жизнь весьма тягостна; это — путь трудный для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный для людей простосердечных.
Мудрым это — подвиг, бедным — мучение, знатным — бесславие, богатым — унижение.
Кто вступает в странническую жизнь, тому должно сложить с себя и оставить величие свое и избрать для себя одно унижение; так заповедано, так и прилично.
Ложем его будет земля, в возглавие ему ляжет камень; в день холода и мороза будет ударять он во всякую дверь, ища себе убежища.


Ефрем Сирин
Ты не предаешь Христа, но, когда презираешь нищего, истаивающего от голода или гибнущего от холода, навлекаешь на себя то же осуждение.


Иоанн Златоуст
...Четыре побуждения к милостыне: достоинство просящего — потому что просящий есть Владыка; потребность нужды — потому что Он алчет; легкость подаяния — потому что Он просит напитать его и требует только хлеб, а не роскоши; и величие дара — потому что за эту малость Он обещает Царство.


Иоанн Златоуст
Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это.


Иоанн Златоуст
Итак, не будем говорить: такой-то порочен и недостоин благодеяния, такой-то презренный, такой-то отверженный. Смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а па одну только нужду. Хотя бы то был человек ничтожный, отверженный, презренный, Христос однако вменяет тебе награду так, как будто Сам получил благодеяние через него.


Иоанн Златоуст
Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовию и братскою расположенностью, — для того нужна душа высокая, великая и любомудрая.


Иоанн Златоуст
Если ты не как Христа принимаешь странника, то не принимай его; если же принимаешь как Христа, то не стыдись умыть ноги Христу.


Иоанн Златоуст
Что раздать имение свое бедным есть дело доброе и спасительное, это не требует доказательства; но одно это доброе дело не может сделать человека совершенным по Богу, без претерпения искушений.


Симеон Новый Богослов
...Что может быть свирепее людей, которые остаются равнодушными при виде обнаженных и истощенных от голода бедных, а украшают жилища для тления, червей и моли?


Иоанн Златоуст
Подлинно безумие и явная нелепость — наполнять одеждами сундуки, а не обращать внимания на того, кто сотворен по образу и по подобию Божию, и не имеет одежды, дрожит от холода и едва держится на ногах.


Иоанн Златоуст
...Честолюбие делает многих готовыми к расточительности; но где подаяние не видно, там и тратят неохотно.


Григорий Богослов
Сделайся мертвым для всякого человека: в сем-то и состоит странничество.


Авва Дорофей
Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств.


Иоанн Златоуст
Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, и примиряешь себя с Владыкой.


Иоанн Златоуст
...Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один этот недуг <немилосердие> сделал бесполезными и негодными все... добрые дела, а самих подвижников — безызвестными, потому что они услышат слова: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25, 12).


Иоанн Златоуст
...Милостыня по скончании мира еще яснее открывается, по смерти человека наиболее просиявает и обнаруживает свои действия, и не требует ни времени, ни труда, ни чего-либо другого трудного. Она действует и во время болезни твоей, и в старости, сопутствует тебе в жизнь будущую и никогда тебя не оставляет. Она делает тебя сильнее мудрецов и ораторов; люди знаменитые по своей мудрости и ораторству имеют у себя многих завистников, а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы.


Иоанн Златоуст
Никто злом да не врачует зло. Сколько можно видеть людей, кои от юности до старости посвятили себя служению нищим; и это попечение нисколько не повредило естественному благосостоянию их тела! Да и невероятно быть тому. Хотя некоторые болезни, как-то наносные заразы и тому подобные, зависящие от внешних причин, происходящие от испорченности воздуха или воды, кажутся многим опасными и переходящими от прежде зараженных к тем, кои приближаются к ним, но я не думаю, чтоб и там болезнь производила такую же болезнь в здоровом, посредством передачи...


Григорий Нисский
...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов.


Киприан Карфагенский
Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»; ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (см.: Мк. 12, 42). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом и услышь сказанное: слово благо паче даяния (ср.: Сир. 18, 17). Если же и словом не можешь помочь ему. то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, <ты можешь> промолчать: сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте, и отпустятся вам (ср.: Лк. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу.


Авва Дорофей
...Очистим себя милосердием, отрем сим прекрасным злаком нечистоты и скверны душевные, и убелимся, одни, как волна, другие, как снег (см.: Ис. 1, 18), по мере благосердия нашего.


Григорий Богослов
Одно — благотворить друзьям или благотворившим, или за благотворения воздававшим и вознаграждавшим благотворениями — согласно с разумом; другое — благотворить кому бы то ни было, вовсе не воздававшим добром за добро — человеколюбиво; а третье — благотворить расположенным к нам худо, а иногда и делавшим нам даже вред — выше всякого слова. Многих и благодеяния не делают лучшими, потому что зависть низводит их в толпу, не скажу зверей <и у них <зверей> бывают вознаграждения делающим добро>, но демонов, в эту толпу, которая не хочет сделать ничего доброго, и даже препятствует намеревающемуся сделать.


Исидор Пелусиот
...Страннолюбивому человеку несвойственно разведывать, а свойственно всем прохожим оказывать свое радушие... Намереваясь принять странника, никогда не будем разведывать, кто он и откуда...


Иоанн Златоуст
Все это надобно иметь принимающему странников: усердие, радушие, щедрость. Душа странника совестится и стыдится; если не окажут ему крайнего радушия, то он уходит как бы отверженный, и такой прием бывает гораздо хуже, нежели прямой отказ.


Иоанн Златоуст
Страшитесь — вы, которые обижаете бедных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они <бедные> имеют оружие, которое сильнее всего, — воздыхания, слезы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь небесную.


Иоанн Златоуст
...Люди немилосердные посекаются и в огнь ввергаются, а милосердные призываются в Небесное Царство (см.: Мф. 3, 10; 5,7).


Киприан Карфагенский
Не так солнце, освещая лед, заставляет таять <ею>, как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их.


Иоанн Златоуст
...Неблаговременное всегда прискорбно, и благодеяние, оказанное не вовремя, теряет имя свое, например: один и тот же хлеб голодному сладок и вожделен, а сытому не очень, одно и то же питие жаждущему весьма пригодно, а упившемуся отвратительно. Поэтому какая причина делает, что от одного и того же происходит не одно и то же? Очевидно — благовременность, она подаваемое делает и большим и вожделеннейшим. Посему надлежит не только подавать <это может быть и не важно>, но подавать вовремя, ибо это, хотя бы поданное было и мало, делает оное большим, а если велико — обращает в самое великое.


Исидор Пелусиот
...Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к бедным. Через это мы сделаемся достойными благ как здесь, так и там...


Иоанн Златоуст
...Милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в Царство, уготованное прежде сложения мира (ср.: Мф. 25, 34).


Иоанн Златоуст
...Проявим дела любви к нашим во Христе братьям: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также и перенося поступающих против нас, и угождая друг другу, хотя бы кто и имел на кого недовольство, потому что и Христос угождал нам; и просто молвить: всеми способами и всеми делами и словами, всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными от Него и наследовать обетованное нам, уготованное для нас от сложения мира, Небесное и Вечное Царство...


Григорий Палама
...Благоутробный и милостивый Бог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми, и печалиться как о себе самих, так и друг о друге.


Симеон Новый Богослов
Источники по большей части находятся в пустынях; и мы изведем души из <мирской> суеты, и потечет от нас милостыня... Кто имеет источник <в пустыне>, тот чужд страха; так и мы, если будем иметь источник — милостыню, не будем страшиться.


Иоанн Златоуст
...Как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души <милостынею>.


Иоанн Златоуст
Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как Сам Господь засвидетельствовал: Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12, 34).


Игнатий Брянчанинов
Не подумай же, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтоб питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми и, сколько сил есть, исполнять сию заповедь. Не так, брат мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом через любоимание на погибель нашу, это самое хочет посредством милостыни обратить во спасение нам. Диавол усоветовал нам усвоять себе, считать своею собственностью и для себя сокровиществовать то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтоб через такое любоимание привить к нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый — грех бессердечия и не милосердия, а второй — грех упования на имущество свое, а не на Христа <...>
И вот еще почему с радостью должны мы опорожнять свои сокровищницы, с таким тщанием набиваемые и с такою опасливостью хранимые, в надежде получить истинное обетование Христово, в коем обетовал Он за все воздать сторицею. Бог знает, что мы совсем завладены похотью любоимания и одержимы маниею к богатству, так что нам расстаться с ним и отцепиться от него крайне трудно: отчего если случится кому потерять его по каким-либо причинам, то он не рад бывает и самой жизни. Зная сие, Он и употребил сообразное с нашей немощью врачевство, обещая воздать нам за то, что раздадим бедным, сторицею, чтоб только расположить нас к такому раздаянию и через то прежде всего избавить от осуждения за страсть любоимания, а потом отучить возлагать надежду спою на богатство и освободить души наши от тяжких его уз; по освобождении же от них дать нам простор беспрепятственно исполнять заповеди Христа Господа и работать Ему со страхом и трепетом, не с тем, чтобы Богу сделать какое-либо одолжение, но с тем, чтобы самим от Него получить сию самую милость и благодать — быть рабами Ему и служить Ему истинно.


Симеон Новый Богослов
Хотя бы мы и не сознавали за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею.


Иоанн Златоуст
Без девства можно видеть Царствие, а без милостыни никакой нет к тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается.


Иоанн Златоуст
Жертвы эти <милостыня> важнее и молитв, и постов, и многих других дел, только бы были <приносимы> от прибытка праведного и таких же трудов, и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия.


Иоанн Златоуст
...Если мы будем подавать всем без разбора, то постоянно будем оказывать милосердие; а если станем исследовать, то никогда не окажем милосердия...


Иоанн Златоуст
...Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего.


Григорий Богослов
Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом.


Иоанн Златоуст
...Оставив... неуместную пытливость, подавайте <милостыню> всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день <будущего Суда> великой милости и снисхождения от Бога...


Иоанн Златоуст
...Мы, желая избавиться милостынею от болезни душевной и от тяжких ран греховных, должны оказывать ее со всем усердием.


Иоанн Златоуст
Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтоб стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века (Пс. 111,9). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты. Но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим. Ибо блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5,3), которого и мы да сподобимся о Иисусе Христе Господе нашем.


Григорий Богослов
Если ты помогаешь ослу, когда видишь, что он издыхает, и не спрашиваешь, чей он, то тем более не должно спрашивать о человеке, чей он; он Божий, хотя бы он был язычник, хотя бы иудей. Если он и неверный, но нуждается в помощи.


Иоанн Златоуст
Он <Господь> заповедует превратить земное имение милостынею в небесное имение, чтоб самое сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу.


Игнатий Брянчанинов
...Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавая, и исполнишь дом добрых приобретений.
По скажешь: «И я беден». Пусть так, давай. Давай, что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты <дашь> хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом, общим сбором уничтожается несчастье одного.


Григорий Нисский
...Готовность помогать нуждающимся у всех любящих Христа ни откуда больше происходит, как только от добросердечия.


Иоанн Златоуст
Не презирай странника, за которого Христос был странником <а у Христа все мы странники и пришельцы>, да не будешь по-прежнему устранен из рая. Нуждающемуся в крове, пище и одежде доставь сие ты, который пользуешься этим, и еще сверх нужды.


Григорий Богослов
Слеп милостивый, если он несправедлив; возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.


Нил Синайский
Ты принял Меня, — говорит Он, — в жилище свое, Я приму тебя в Царствие Отца Моего; ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов; ты воззрел на Меня связанного, Я покажу тебя разрешенным; ты призрел Меня странника, Я сделаю тебя гражданином Неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе Царствие всецело в наследие и обладание твое... Ты сделал для Меня тайно, Я возвещу явно; сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое — долгом... Ты воззрел на Меня связанного, и сам не увидишь огня геенского; ты призрел Меня болящего, и сам не испытаешь ни мытарств, ни наказаний». О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу! Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы для Христа; не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного... ты был с Ним в темнице и будешь с Ним в Царствии. Он исповедует это не стыдясь...


Иоанн Златоуст
...Что ни положишь в руки бедных, все то положишь в надежное хранилище — в руку Божию.


Иоанн Златоуст
Благочестивым свойственно давать всякому просящему, более же благочестивым — давать и непросящему; а не требовать назад от взявших, в особенности же когда есть возможность, свойственно одним только бесстрастным.


Иоанн Лествичник
...Милостыня есть искусство, которого училище находится на небесах, а учитель не человек, но Бог.


Иоанн Златоуст
...Девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый сеть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других.


Иоанн Златоуст
...Позаботимся побольше о страннолюбии... чтобы приготовить себе и в будущей жизни наслаждение бессмертными благами. Если будем так делать, то и мы удостоимся принять здесь Христа, и Он Сам примет нас в обителях, уготованных любящим Его, а мы услышим от Него: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Почему и за что. Взалкахся бо, и даете Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя, странен бых, и введосте Мене, в темнице, и посетисте Мене (ср.: Мф. 25, 34—36).


Иоанн Златоуст
Как в родниках вода, когда ее черпают, источается обильнее и поднимается до большей прежнего высоты, и как сосцы матери не оскудевают, пока питаемый ими не возмужает столько, чтобы мог употреблять твердую пищу, так и исчерпываемое богатство не умаляется, и сосец благотворительности, питающий младенствующих ради Бога, не подвергается истощанию или оскудению, пока не возведет их в действительное совершенство.


Исидор Пелусиот
Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. Милостыня убеляет души и уготовляет <вечные> наслаждения. О, милостыня, жизнь душ, водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото — и получите Христа. Дайте серебро и примите Духа Святаго. Разбросайте медь — и вместе с нею выбросится яд греха.


Иоанн Златоуст
Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет — не это одно делает милостивыми; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, и не имеют, что дать бедному, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, и нередко и видя их, страдают жалостью об них и плачут, — уподобляясь Иову, который говорит о себе; аз же о всяком немощном восплакахся (ср.: Иов. 30, 25). Они, когда имеют что, с искренним радушием полагают нуждающимся, а когда не имеют, дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову Того, Кто сказал: нелестне научихся, без зависти преподаю (Прем. 7, 13). Таковы истинно милостивые, управляемые Господом Иисусом Христом, они такою милостию, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной.


Симеон Новый Богослов
...Не станем смотреть на трату денег, когда их нужно бывает давать бедным, а представим себе происходящие отсюда последствия.


Иоанн Златоуст
...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр.


Василий Великий
Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не печалиться. Не безрассудно ли, в самом деле, облегчая скорбь другого, самому скорбеть? Тогда ты делаешь свое подаяние уже не милостыней.


Иоанн Златоуст
Бог за тебя предал Сына, а ты но даешь и хлеба Ему, за тебя Преданному, за тебя Убиенному.


Иоанн Златоуст
Оказывающий внимание бедному и нищему не только уничтожает рукописание своих грехов, но и заключает условие, гласящее: дающий нищему, дает взаем Богу.


Иоанн Златоуст
Человек страннолюбивый — чистая пшеница.


Ефрем Сирин
Бог требует от нас не значительности дара, а меры сердечного благорасположения; и это знак Его промышления.


Иоанн Златоуст
...Плача достойны те, которые сокровища, превышающие ежедневные потребности и имеют, и удерживают, или еще и стараются их увеличить; и те, которым заповедано любить ближнего, как самого себя, даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и, помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, (делаем их участниками того имущества, которым обладаем; и если мы не изберем боголюбиво израсходовать все наше имущество, однако же да не задержим немилосердно все за собою; но одно, действительно, сделаем, а за то, что отстали в другом, смирим себя пред Богом, и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток; но только поступим так, дабы не случилось, — да не будет сего! — услышать те страшные слова, как написано: Тогда речет сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии (Мф. 25, 41). О, как это много заключает: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения, лишены света!


Григорий Палама
...Ничто другое так не может избавить нас от огня геенского, как щедрая <милостыня>.


Иоанн Златоуст
...Без разумения приемлющий милость терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой-либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, но неведению красоты.


Григорий Нисский
Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим! Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей? Послушай же, что отвечает немилосердие: «Дело мое — искапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия; прибыль для меня — приобретать множество друзей и предавать их погибели; радость моя — привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад. Когда те, кто находился по левую сторону, посрамленные, предстали и подверглись поношению и обвинению, — я торжествовало; когда они ниспосылались в огонь вечный, который я уготовало им, — я возвеселилось; когда они, рыдая, удалялись со скрежетом зубов, низвергаемые демонами, — и я вместе толкало их и радовалось... Мое дело — затворять двери перед людьми и не дозволять им достигать Вечной Жизни».


Иоанн Златоуст
Милость должна сретаться с истиною (ср.: Пс. 84, 11).


Феофан Затворник
Если придет к тебе брат какой, хоть не вовремя, прими его с радостью, чтобы он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел. Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем перед ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью.


Антоний Великий
Так будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога.


Василий Великий
...Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение.


Киприан Карфагенский
...Оказывающий благотворительность должен не жизнь бедного исследовать, но помочь бедности и удовлетворить нужде. Одно оправдание у бедного — недостаток и нужда; ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его.


Иоанн Златоуст
Не отталкивай от себя бедного, ты, который обогащен Божеством; в противном случае по крайней мере не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже много значит при нашей ненасытности.


Григорий Богослов
...Не уделять из своего имущества есть... похищение... Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями.


Иоанн Златоуст
...Милосердого и человеколюбивого <Бог> принимает и любит и, если это будет праведник, сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник, прощает ему грехи в награду за его сострадание к подобному себе рабу.


Иоанн Златоуст
Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого — и третьего.


Иоанн Златоуст
...Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф. 25, 34).


Иоанн Златоуст
Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаим Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наипаче же тамошними благами Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаим; иногда же, чтобы уверить в будущих благах. Он награждает и здешними благами. Еще мало, и мир прейдет и тень исчезнет. Воспользуемся временем, искупим непостоянным вечное.


Григорий Богослов
Свойственно милости рождать веру, и вере — милость.


Игнатий Брянчанинов
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью.


Иоанн Златоуст
Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души.


Иоанн Златоуст
Живущим в обществе нечем спасаться, кроме милостыни. Чем больше делают ее, тем ближе подходят к равноангельской жизни великих отшельников.


Феофан Затворник
Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем.


Василий Великий
Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так сострадательный и милостивый приходит как бы в одно расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь тем, чего требует скорбный его ум; и милость... есть произвольная печаль, производимая чужими бедствиями. Если же неточно выразили мы значение сего слова, то, может быть... милость есть исполненное любви расположение к претерпевающим со скорбью что-либо для них обременительное.


Григорий Нисский
.Если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится.


Иоанн Златоуст
...Милосердие без девства возводило имеющих его на небо, девство без милосердия не в силах было сделать это.


Иоанн Златоуст
От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается через это найти у тебя извинение своим делам.


Григорий Богослов
Радостно встречай странника и приветствуй его, чтобы иначе свидание ваше не было вам обоим во вред.


Авва Исайя (Скитский)
В совершающем благотворение должно быть то и другое: и щедрость, и веселое расположение... Зачем скорбишь, оказывая милосердие, и тем лишаешься плода ты жесток и бесчеловечен, Ведь если ты сам скорбишь, то как можешь ободрить того, кто в горе? Приятно то, чтобы он не подозревал ничего дурного, а также и то, когда подаешь ему с радостью, потому что для людей ничего не представляется столько унизительным, как принимать что-нибудь от других, если только ты особенною веселостью не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам получаешь больше, нежели даешь, что скорее роняешь, чем восстановляешь принимающего.


Иоанн Златоуст
...Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты. Если сеятель радуется, хоти и сеет к неизвестности на будущее, тем более должен радоваться возделывающий небо. Если ты и мало дал, но с радостью, то дал много, равным образом, если ты и много подал, но с прискорбием, то из многою сделал мало.


Иоанн Златоуст
...Все мы, люди, природой побуждаемся к милосердию, и нет в природе нашей другого настолько доброго свойства, как это.


Иоанн Златоуст
...Милостыня — царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница.


Иоанн Златоуст
Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия.


Иоанн Златоуст
...Чем же мудрые <девы> отличались от юродивых? Тем, что у них с целомудрием соединялась милостыня, девство украшалось добрыми делами: они знали, что вера без дел мертва, они понимали, что одной только добродетели для спасения недостаточно... Хорошо сообразивши все это, они наполнили сосуды свои елеем. Какие сосуды?
Утробы голодных. Посредниками духовного брака они сделали бедных, снарядились в дорогу при помощи своего милосердия... милостыня посевалась, и ожидаемая награда уготовлялась.


Иоанн Златоуст
<Какая польза, если кто>... хотя подает милостыню с полным усердием и для благоугождения Богу, но этим самым превозносится и высокомудрствует о себе?


Иоанн Златоуст
Когда рука выдает милостыню бедным, то уста да молчат, так чтобы мы не упускали плода и сладкое не становилось бы горьким.


Иоанн Златоуст
Мы всеми силами стараемся приобрести землю и за несколько Десятин земли и домов не только не жалеем денег, но даже проливаем кровь; для приобретения же Неба не хотим пожертвовать и избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену и купив, обладать им вечно. Потому-то мы и подвергнемся крайнему наказанию, если придем туда нагими и нищими, и не за свою только бедность <в милостыне> будем терпеть несносные мучения, но и за то особенно, что и других вовлекаем в подобное состояние. В самом деле, если язычники увидят, что и мы <христиане>, сподобившись великих таинств, привязаны к земному, то тем более сами будут прилепляться к нему. Этим мы собираем сильнейший огонь на свою голову. Нам надлежало бы учить их презирать все, а мы, вместо того, больше всех возбуждаем в них пристрастие к богатству. Как же мы можем спастись, когда должны будем подвергнуться истязанию за гибель других?


Иоанн Златоуст
Для того отцы наши и поставили бедных пред дверьми молитвенных домов, чтобы один вид бедных мог даже в самом нерадивом и бесчеловечном пробудить воспоминание о милостыне.


Иоанн Златоуст
Что короче сего повеления о милости: таков будь к друзьям и к ближним, какими желаешь иметь их к себе? Но есть другое и сего короче — это Христовы страдания.


Григорий Богослов
...При совершении чудес ты сам делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты одолжаешь Бога.


Иоанн Златоуст
Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным.


Игнатий Брянчанинов
Жалость есть сострадание к несчастию, а милосердие, когда оказываем какое-нибудь благодеяние страждущему.


Григорий Богослов
...Стыдись, когда не дашь просящему; это точно есть срам, наказание, мучение... это показывает твою жестокость.


Иоанн Златоуст
Кто старается быть милосердным к нуждающемуся, тот скоро отстанет и от любостяжания. Кто постоянно подает бедным, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе.


Иоанн Златоуст
...Будем помышлять, какие бы мы могли доставить утешения усопшим, — вместо слез, вместо рыданий, вместо поминок — милостыни, молитвы, приношения, — чтобы и они, и мы достигли обещанных благ...


Иоанн Златоуст
Награждай добрых, презирай злых. Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их поступками, чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми. Прекрасный дар — милость.


Григорий Богослов
...Кто берет принадлежащее другим и передает еще другому, гот не милует, а обижает и оказывает крайнюю несправедливость.


Иоанн Златоуст
...Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют силы трудами рук своих удовлетворять своих нужд, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения.


Иоанн Златоуст
...Странничество... сохранишь, если будешь думать и говорить в себе: «Кто я такой — ничтожный, ни к чему не гожий, деревенщина, бедняк, — чтобы сметь мне пойти в келью к кому-либо другому? И кто, увидев меня, не отвратится от меня и не возбрезгует мною, как мерзостью? Разве, когда приду к кому, не может он сказать о мне: «Чего хочет этот гадкий, келью мою, что ли, пришел осквернить?».


Симеон Новый Богослов
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (см.: Мф. 5, 48), не какою другою добродетелью...


Игнатий Брянчанинов
...Всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особенно же, если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи...


Василий Великий
Если благодетельствуешь ради Бога, то узнаешь и о каждом, чего он достоин.


Ефрем Сирин
Бедные, получая милостыню, благословляют и молятся о подании множества благ <подающим>...


Иоанн Златоуст
Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И <помышляя>, что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это — от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности.


Петр Дамаскин
...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви. Конечно, в собственном смысле достоблажен <тот>, у кого душа в таком расположении, как у достигшего самого верха добродетели.
И никто да не представляет себе добродетель сию состоящею в одном вещественном, ибо в таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет достоянием того только, кто имеет некоторую возможность к благотворительности.


Григорий Нисский
Нет ничего хуже нечестия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может загладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет свой грех покаянием.


Иоанн Златоуст
...Кто с усердием оказывает его <страннолюбие>, тот более сам получает <от Бога>, нежели сколько дает <страннику>.


Иоанн Златоуст
...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу...


Василий Великий
...Истинная милостыня тогда и бывает, когда оказывается грешникам или виновным <недостойным>...


Иоанн Златоуст
Он <Бог> тайно берет взаймы, а возвращает долг явно, потому что когда Он получает заем, то получает его через тайную милостыню, а когда отдает, то отдаст пред взорами всей твари.


Иоанн Златоуст
Если же ты раздашь, хотя бы тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, — подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все.


Иоанн Златоуст
Всех находящихся в мире святых Бог может пропитать Сам, но иногда Он удерживает Свои дары, чтобы посредством странноприимства испытать благорасположенные сердца и дать им возможность принести плоды.


Иоанн Златоуст
Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами.


Иоанн Златоуст
У кого недостаток в милости, тому следовало бы молчать и не возводить очей к небу; а он еще осмеливается многоглагольствовать!


Иоанн Златоуст
Что может равняться девственности, которая, по своему превосходству, и в Новом Завете не была поставлена необходимым законом? Но и она отвергается, если не соединена с милостынею.


Иоанн Златоуст
Есть два рода благотворения: первое благотворение – собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение – внешнее, внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным (Дан. 4, 24). И в другом месте: милосердием и правдою очищается грех (Притч. 16, 6).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь о работнице скончавшейся и спрашиваешь, не искушение ли это тебе, что помысел внушает тебе жалость о ней и понуждает заботиться о ее поминовении, так что из пяти рублей, которые у вас были, вы отдали два священникам, чтобы ее поминали? Отвечаю: конечно, это искушение. Святое Писание говорит: благотвори ближнему, елика рука твоя может (см. Втор. 15, 10). И преподобный Варсануфий Великий говорит, что если монах, имея только необходимое для самого себя, откажет просящему, то не согрешит. А вы разве живете выше учения Варсануфия Великого? Вы постоянно сами нуждаетесь: вам ли думать о денежном благотворении ближним? Если вы отдадите последнее, что вам самим нужно, то враг, который всегда вас борет заботой о ваших недостаточных средствах, еще более будет вам стужать этим. Хорошо ли вам через непосильное благотворение самим ввергать себя в смущение и заботливость и попечения, когда мы имеем евангельскую заповедь: не заботьтесь (Мф. 6, 31), – рассуждение, по учению святых отцов, выше всего. Если вы ощущаете жалость к умершей, то вам при вашем положении приличнее не денежные благотворения за нее делать, а, если хотите, самим за нее келейно молиться, чтобы Господь, якоже Сам весть, помиловал душу ее. И думаю, что если так будете делать, то и жалость, и усердие ваше – все это пропадет скоро.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение или милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием, при пропаже же какой-либо суммы тщеславию места нисколько нет, отстраняется оно скорбным неприятным чувством.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.


Серафим Саровский
Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосерд ы, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6,36). И паки: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф.9,13).

Сим спасительным словам разумные внимают, а неразумные не внимают, и оттого награда не одинакова, как сказано: «Сеяй скудостию, скудостию и по́жнет: а сеяй о благословении, о благословении и по́жнет» (2Кор.9,6).


Серафим Саровский
Пример святого праведного Петра-хлебодара может нас побудить к тому, чтобы мы были милостивы к ближним, ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного.


Серафим Саровский
Творить милостыню мы должны с душевным благорасположением, по учению святого Исаака Сирина: «Аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай скорбь его».


Серафим Саровский
...купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалованье, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да примут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище.


Иоанн Кронштадтский
...Мы по дружбе с людьми часто подвергаемся опасностям, а для <дружбы> с Богом не хотим даже истратить денег.


Иоанн Златоуст
Раздавать вещи погоди, еще самой пригодятся. Лишнего запасать не следует, но и без необходимого нельзя обойтись. В этом смущаться не следует.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Что рассталась с вещами, это хорошо. Да поможет тебе Господь и с помыслами развязаться.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
О деньгах, которые она берет тайно… и употребляет их как бы на полезное, но если от семейства за это выходит вражда, то, судите сами, может ли быть приятна та жертва Богу, и Господь в Евангелии к вам говорит: милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7), – милости, т.е. любви и согласия в Духе Святом.


Лев Оптинский (Наголкин)
Что же ты, принесла жертву? Та ответила:
Что же я принесу? У меня ничего нет.
Тогда батюшка сказал:
В псалмах написано: Жертва хвалы прославит Меня (Пс. 49,.


Амвросий Оптинский (Гренков)
А у них [сестер], может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки... и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). А милости-то у тебя и мало – почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Спрашиваешь, как поступить с брошкой. – Господу не брошку надо и не деньги, а усердие, с каким то или другое приносится.
Если ты повесишь брошку на святую икону, а ее завтра снимут, то ты от этого нисколько не потеряешь, ибо Господь и Царица Небесная примут усердие твое. Поэтому и выбирай, как тебе удобнее. Можно и продать, а деньги отдать – и это хорошо. Господь да поможет тебе исполнить это намерение.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Господь глаголет в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Лк. 6, 36; Мф. 5, 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.


Амвросий Оптинский (Гренков)
А ближним мы должны оказывать всякую милость, всякую снисходительность, а от себя истязывать всякую истину, всякую правду.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Благости… научи меня
(Пс. 118, 66). Благость и милосердие есть главная часть любви, а любовь есть главная добродетель и заповедь, как сказано в Евангелии: возлюби Господа Бога твоего… всею душею твоею… а ближнего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки
(Мф. 22, 37, 39–40).

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд (Лк. 6, 36), – и еще сказано в Евангелии: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).
Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией (Иак. 1, 20).
Страшны слова апостола Иоанна: не любящий брата, т.е. всякого ближнего, пребывает в смерти, и во тьме ходит, и не знает, куда идет; а ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин. 3, 14–15; 2, 11).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишете, что Вам надоело хлопотать и думать о пользе общественной, светской. – Но зачем же этим скучать? Ибо с пользой общественной, светской, как Вы выражаетесь, о школах и богадельнях неразрывно связана наша духовная польза.
Заботиться о добром воспитании детей и о призрении старых и немощных – все это дела милости, заповеданные нам, христианам, Господом. За что Он и награду обещает исполнителям Его заповеди, говоря: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут(Мф. 5, 7). Поэтому желаю Вам не скучать этими делами милости, а молить Господа о вразумлении, где, как и что сказать или как поступить, и о помощи привести в исполнение доброе дело. И затем по силе и возможности действовать.
Наше время очень нуждается в добром воспитании детей. И ничего не бывает без воли Божией. Господь, конечно, через людей поручает Вам позаботиться о воспитании юных и о призрении старых и слабых – и позаботьтесь. А награда у Него готова.
Если же Вам эти дела оставить, то выйдет так: и эти дела опустите, и в уединении в духовной жизни ничего не приобретете.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помощь ему чем-либо, помогаем. Оная (милостыня) изображена в шести заповедях Евангелия от Матфея, глава 25. А подаяние есть только часть милостыни, надо и оное творить по силе, без смущения и разбирательства, – хоть немного подать, но с благим произволением и надеждой.


Макарий Оптинский (Иванов)
Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. В Писании Ветхого Завета сказано: благотвори требующему, сколько может рука твоя (ср.: Втор. 15, 19). Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательной и необдуманной щедростью.


Макарий Оптинский (Иванов)
Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив.


Макарий Оптинский (Иванов)
Когда вы, по слову преподобного Нила Сорского, благодушно претерпите от нее (сестры) скорбь, обиду и укорение, то приимет это от вас Господь Бог вместо душевной милостыни, которая настолько выше телесной милостыни, насколько душа выше тела.


Антоний Оптинский (Путилов)
Ты скажешь: я не жалею вещей, но только меня беспокоит, что они не так употреблены. Но, может быть, это тебе только так кажется, в самой же вещи не так. И сверх того, ты за это употребление нисколько не отвечаешь. В одном из житий киево-печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни. Кольми паче тебе жалеть не следует, что так или иначе употреблено дарованное тобою или у тебя взятое; а иначе уменьшишь духовную пользу своего жертвования.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, заняв для странницы пять рублей и отдав ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других. Я, кажется, тебе писал слово и совет Пимена Великого, что монах не солжет, если откажет просящему, что нет у него, когда не имеет излишнего, сверх своей потребности, а иначе он должен со смущением добывать себе то, что нерассудно отдал другому. Твое положение требует великой осмотрительности и здравого обсуждения.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Подавать милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсануфий Великий говорит: «Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!».


Нектарий Оптинский (Тихонов)
На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к попрошайничеству. Одно дело – для других просить, а другое – для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо по возможности молиться.


Никон Оптинский (Беляев)