Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о любви к Богу
 
...Сердце ощутившего любовь <к Богу> не может вмещать и выносить ее, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение.


Исаак Сирин Ниневийский
Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему.


Исаак Сирин Ниневийский
...Вот ощутительные признаки... любви <к Богу>: лицо у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается.


Исаак Сирин Ниневийский
...Человеку невозможно с приверженностью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге.


Исаак Сирин Ниневийский
Любовь к Богу возбуждает в человеке любовь к деланию добродетелей, а сим увлекается в благотворение.


Исаак Сирин Ниневийский
Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином приобретает себе упокоение.


Исаак Сирин Ниневийский
Любовь к Богу естественно горяча и, когда нападет на кого без меры, делает душу ту восторженною.


Исаак Сирин Ниневийский
...Наша любовь ко <Христу> будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним...


Иоанн Златоуст
Истинная... любовь к Богу и ближнему познается, когда кто имеет следующие качества: не гордится, не завидует брату своему, но подражает добру, которое видит в другом, делал и сам то же; не ищет одежд красивых, а только потребных; не ропщет, не шутит, и не смеется, и не спорит ни о чем, ни о большом, ни о малом; не насыщается не только яствами и сластями, но даже и водою, особенно в ...святые дни поста...


Симеон Новый Богослов
Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное... <но она> всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает.


Ефрем Сирин
Ничего другого Христос, по Его же изречению (см.: Мф. 22, 37), и не требует от тебя, как любви к Нему от всего сердца и исполнения Его заповедей.


Иоанн Златоуст
Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, вослед которой таинственно течешь ты в отшельничестве, если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит.

Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога; и не только христиане говорят это, но и неправо поклоняющиеся Богу. И слово это всякий произносит, как свое собственное; однако же, при произношении таких слов, движется только язык, душа же не ощущает, что говорит.


Исаак Сирин Ниневийский
Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика поистине сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее будет казаться нам тенью, все — только призраком и сном. Тогда и мы скажем: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8, 35).


Иоанн Златоуст
Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна?


Иоанн Златоуст
...Слаба... любовь, если разделена между миром и Христом, а, напротив того, тверда, если устремлена к Единому... Случалось видеть, как каменотесец или выделывающий что-либо из дерева... когда надобно обсечь по прямой черте, закрывает один глаз ресницами, а другим напрягает все зрение, совокупленное воедино, и верно определяет, где погрешило орудие. Так и любовь сосредоточенная гораздо ближе поставляет нас ко Христу, Который любит любящего, видит обращающего к Нему взоры, видит и выходит в сретение приближающемуся. Чем более кто любит, тем постояннее смотрит на любимого, и чем постояннее смотрит, тем крепче любит. Так образуется прекрасный круг.


Григорий Богослов
Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу.


Ефрем Сирин
...Не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему.


Макарий Великий
Представьте себе круг, начертанный на земле, середина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.


Авва Дорофей
Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою...


Макарий Великий
Нельзя работать Богу и мамоне (ср.: Мф. 6, 24), нельзя служить Богу и греху. Должен человек, по Евангелию, возлюбить Господа всею душею, всею крепостью, всем сердцем, всем помышлением своим (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), не отдавая греху ни одного чувства, ни единой способности своей душевной или телесной.


Никон Оптинский (Беляев)
Любовь к Богу не есть что-либо учением приобретаемое. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанными к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией; но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждения к общению любви.


Василий Великий
Искренно любящий Бога молится без всякого развлечения, равно и молящийся без всякого развлечения любит Бога искренно. Но не может молиться без развлечения тот, чей ум пригвожден к чему-либо земному. Итак, не любит Бога тот, чей ум привязан к чему-либо земному.


Максим Исповедник
Благоискусному надлежит быть и боголюбивым, и человеколюбивым, чтобы как по высоте добродетели и по преданности Богу не пренебречь людей, так ради людей не вознерадеть о Боге, потому что любовь к Богу хотя она и гораздо выше любви к людям, но, соединенная с нею, делается еще более возвышенною.


Исидор Пелусиот
Есть вожделение <желание>, свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. Посему Даниил назван мужем желаний (ср.: Дан. 9, 23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот.


Авва Исайя (Скитский)
...Всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно.


Феодор Студит
...Любовь по Богу и целомудренна, и, так как предмет ее непреходящ, постоянна. И в какой мере открывается ей лепота добродетели, в такой же связует она с собою и друг с другом любителей одного и того же.


Исидор Пелусиот
Не предавай слуха твоего языку клеветника, ниже языка твоего слуху любящего злоречие, с удовольствием говоря или слушая речи против ближнего, да не отпадешь от любви Божественной и окажешься чуждым Вечной Жизни.


Максим Исповедник
...Любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламеняется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу.


Иоанн Златоуст
...Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол.


Василий Великий
...Если кто не возлюбит Бога от всей души и не покажет любви сей отвержением себя самого и всего мира, то не сподобится увидеть Его таинственно через откровение Духа Святаго, — не имеет Его и главою Своею, но есть тело, умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное Жизни всех — Христа.


Симеон Новый Богослов
Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святаго Духа (см.: Рим. 5, 5).


Игнатий Брянчанинов
...Ни одному человеку невозможно стяжать совершенную любовь к Богу иначе, как только верою чистою и надеждою твердою и несомненною.


Симеон Новый Богослов
...Если любить Бога — значит любить ближнего, так как Спаситель сказал Петру: Если ты любишь Меня, паси овец Моих (ср.: Ин. 21, 16), а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: в сию обою заповедаю весь закон и пророцы висят (Мф. 22, 40).


Иоанн Златоуст
Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар.


Ефрем Сирин
...Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами...


Иоанн Златоуст
Когда кто воспламенится любовью к Богу, то уже не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но, имея у себя другие очи, т. е. очи веры, постоянно устремляет ум свой к небесным предметам, их созерцает и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на Небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели.


Иоанн Златоуст
Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. В страх же Божий, со сказанным плодом от него, никто не может прийти, если не станет вне всех житейских попечений; ибо только тогда, как ум успокоится в полном безмолвии и беспопечении, начинает спасительно воздействовать на него страх Божий, в сильном чувстве очищая его от всякой земной дебелости, чтобы таким образом возвести его в полную любовь ко Всеблагому Богу. Так что страх есть принадлежность праведных, только еще очищаемых, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенных, в коих нет страха, так как совершенная любовь вон изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18).


Диадох
Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные мечтатели. Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя... пламенем крови твоей.


Игнатий Брянчанинов
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.


Иоанн Лествичник
...Любить Христа... значит не быть наемником, не смотреть <на благочестивую жизнь> как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу.


Иоанн Златоуст
...Любовь <к Богу> освобождает человека от всех забот и попечений.


Авва Исайя (Скитский)
Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души не носят названия человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью и к ближнему, не есть любовь, и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью.


Иоанн Златоуст
...Пусть изменяется время и дни настанут ины, но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны.


Феодор Студит
Любящий Бога предпочитает познание Бога всему от Него сотворенному и непрестанно прилежит к тому с вожделением.


Максим Исповедник
...Кто уязвлен... любовью <Божией> и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений — и ночью, и днем, и когда ложится, и когда встает.


Иоанн Златоуст
Чтобы возлюбить Бога и в Боге ближнего, необходимо очиститься от вожделения скотоподобного.


Игнатий Брянчанинов
Кто любит деньги, воспламеняется тленною телесною красотою, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви на что не следовало, делается слеп к созерцанию истинно Возлюбленного.


Василий Великий
Как для любящих Бога и то, что по видимому вредно, обращается в пользу, так не любящим Его вредит и полезное.


Иоанн Златоуст
...<Апостол Павел> так пламенел духом, так горел любовью к Богу, что, выражаясь достойными своей души словами, сказал: кто ны разлучит от любве Христовы? (ср.: Рим. 8, 35).


Иоанн Златоуст
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия...


Игнатий Брянчанинов
...Любящий Бога много паче себя или совсем не любящий себя, а одного только Бога уже не заступается за свою честь, а одного того хочет, чтоб почитаема была правда Почтившего его честью вечною. И этого желает он не легким каким и скоропреходящим желанием, но имеет такое расположение в качестве неизменного нрава, по причине полного вкушения любви к Богу.


Диадох
...Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает тобою, и никакое нуждение тела не вознасилует тебя. Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и душа, соединившаяся с Богом посредством любви, вступать стала в сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей любви к Богу; а когда душа ссоюзится и ссочетается... с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем паче, чтоб и исполняла ее? Никак не возможно.


Симеон Новый Богослов
...Поспешающие прийти к истинно возлюбленному Владыке нашему Христу должны пренебречь и презреть все прочее.


Макарий Великий
...Хотя к нам ближе всего душа наша, однако же Бог ставит ее в отношении любви к Себе на втором месте, так как желает, чтобы мы любили Его выше всякой меры.


Иоанн Златоуст
Любящий Бога ангельскою жизнью на земле живет, постяся и бдение совершая, поя, и молясь, и о всяком человеке всегда доброе помышляя.


Максим Исповедник
...Предавший все свое сердце, и душу, и помышление Богу, и ни к чему иному, что составляет предмет попечений в сей жизни, не привязанный, находится на высшей степени любви.


Григорий Нисский
Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов.


Авва Исайя (Скитский)
Кто воодушевлен и горит любовью ко Господу, тот знает силу уз: он предпочтет лучше быть узником ради Христа, нежели обитать на Небесах. Это, пожалуй, даже славней, чем сидеть одесную Его; это почетнее и блаженнее, чем сидеть на двенадцати престолах... Если бы мне предложили быть с теми Силами, которые окружают престол Божий, или сделали таким же узником, <как апостол Павел>, я предпочел бы скорее стать таким узником, потому что нет ничего лучше, как потерпеть какое-нибудь страдание ради Христа.


Иоанн Златоуст
Кто любит смирение, тому легко любить и Бога; а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога.


Ефрем Сирин
Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей — в чем заключается все евангельское нравоучение — достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10), сказал Спаситель.


Игнатий Брянчанинов
Если бы кто стал угрожать мне будущею нескончаемою смертию, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я не согласился бы.


Иоанн Златоуст
Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния.


Игнатий Брянчанинов
...Всему словесному стаду надлежит взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он Бесстрастный и Пречистый...


Ефрем Сирин
...Влечение... и любовь к Тебе, Спасе, есть свет. Поэтому, воссиявая в боголюбивых душах, <любовь к Тебе> тотчас прогоняет тьму страстей и <чувственных> наслаждений и водворяет день бесстрастия.


Симеон Новый Богослов
...Кто говорит, что любит Бога, а предается хотя бы и легкому пороку или любит что-нибудь житейское, тот обманывает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога (см.: Иак. 4, 4).


Иоанн Златоуст
Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого; а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу.


Иоанн Златоуст
...Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, вознамерится же иметь попечение о втором, внешнем только служении; то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво, потому что козни злобы, находя ум далеким от памятования о Боге, от любви и от стремления к Богу или представляя трудными и тяжкими Божии заповеди, производят в душе роптания и жалобы на служение, совершаемое для братии, или обольщая мыслию о своей праведности, надмевают человека и делают, что почитает он себя досточестным и великим и в совершенстве исполнившим заповеди. А когда человек возомнит о себе, что делает он доброе и соблюдает заповеди, тогда погрешает, произнося сам о себе суд и не принимая суда от Судящего праведно.


Ефрем Сирин
Семь лет показались <Иакову> только немногими днями, по чрезвычайной любви его к <Рахили> (Быт. 29, 20): если кто уязвлен страстию любви, то не смотрит ни на какие трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду только одно — исполнить свое желание...
Если этот праведник по любви к девице решился работать семь лет, переносить все трудности пастушеской жизни и не чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени... то какое оправдание будем иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу, Благодетелю, Промыслителю, Который все для нас?


Иоанн Златоуст
Пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не приидет на него.


Авва Исайя (Скитский)
Оплакивай... душу свою и докажи любовь свою к Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной грехом.


Ефрем Сирин
...Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал: сотворивши единому сих братий Моих меньших, Мне сотвори (ср.: Мф. 25, 40).


Иоанн Златоуст
Любящий Бога и ничего не почитающий достойным предпочтения любви к Богу и ближнему познал и глубины Божии, и тайны Царствия Его...


Никита Стифат
Видел я некоего, который все печалился и плакал, что не любит Бога, как бы желал, тогда как так любил Его, что непрестанное носил в душе своей пламенное желание, чтобы один Бог славился в нем, сам же он был как ничто. Таковой не ведает, что такое он есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми, не услаждается. Ибо в великом вожделении смирения он не понимает своего достоинства, но, служа Богу, как закон повелевает иереям, сильным некиим расположением к боголюбию окрадывает память о своем достоинстве, где-то в глубине любви к Богу укрывая присущее тому похваление в духе смирения, чтоб в помышлении своем всегда казаться пред собою некиим неключимым рабом, как совершенно чуждому требуемого от него достоинства, по сильному вожделению смирения. Так действуя, и нам надлежит бегать всякой чести и славы, ради преизобильного богатства любви к Господу, столько нас возлюбившему.


Диадох
...Время для любви к Богу — вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника — целая жизнь.


Григорий Нисский
Любящий Христа, без сомнения, и подражает Ему по возможности. Христос же не переставал благотворить людям; встречая неблагодарность и поносим будучи, долготерпел; будучи от них биен и убиваем, претерпел то, никому отнюдь не вменяя зла. Сии три действия суть дела любви к ближнему, без которых говорящий, что любит Христа, или что получит Царствие Его, обманывает себя.


Максим Исповедник
Когда душа придет в познание себя самой, тогда она и из себя самой износит теплоту некую и стыдение боголюбивое; ибо, не будучи возмущаема заботами житейскими, она любовь некую <к Богу> отражает из себя в мире, соразмерно взыскуя Бога мира; но это памятование <о Боге взыскуемом> скоро рассеивается или потому, что впечатления чувств окрадывают сию память, или потому, что естество по скудости своей скоро иждивает свое собственное добро. Почему эллинские мудрецы, чего хотели достигнуть чрез воздержание, того не имели, как должно; потому что ум их не был воздействуем от вечной и всеистинной премудрости. Духом же Святым подаваемая сердцу боголюбивая теплота, во-первых, мирна вся и непрестающа; потом она все части души призывает к возлюблению Бога и вовне сердца не порывается, но сама собою всего человека обвеселяет любовью некою безмерною и радостью. Ее-то достигнуть и должны стараться те, которые познали ее. Ибо естественная любовь есть признак того, что естество некако <некоторым образом> здравствует чрез воздержание; но она не может возвести ума в бесстрастие, как делает любовь духовная <благодатная>.


Диадох
...Много людей, которые говорят, что они боятся Бога и любят Его, а делами показывают противное. Но Бог требует любви, являемой в делах (см.: Ин. 14, 15).


Иоанн Златоуст
Если истинно возлюбим Бога, то сею самою любовью отженем страсти. Любить же Его есть предпочитать Его миру, а душу плоти — с презрением всех мирских вещей, с всегдашним посвящением себя Ему: воздержанием, любовью, молитвою, и псалмопением, и прочее.


Максим Исповедник
Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему.


Иоанн Златоуст
Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца, ума и тела.


Игнатий Брянчанинов
...Если б надлежало нам каждодневно умирать любви ради Христовой, предпочтем сие...


Феодор Студит
Если желаешь не отпасть от любви Божественной, то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него, но иди, примирися с братом твоим, и возвратясь с чистою совестию, принеси Христу дар (ср.: Мф. 5, 24) любви в прилежной молитве.


Максим Исповедник
Укажу вам дело, которое одно делает человека твердым в добре и блюдет его таким от начала до конца, именно: любите Бога всею душою вашею, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему единому работайте. Тогда Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божии станут для вас сладки, как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения, и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко. По любви, впрочем, Своей к людям Господь посылает иногда на них противности, чтоб не величались, но пребывали в подвиге; и они испытывают вместо мужества — отяжеление и расслабление; вместо радости — печаль; вместо покоя и тишины — волнование; вместо сладости — горечь; многое и другое подобное бывает с любящими Господа. Но борясь с этим и препобеждая, они более и более становятся крепкими. Когда же наконец совсем все это преодолеют они, тогда во всем начнет быть с ними Дух Святой, тогда не станут они более бояться ничего худого.


Антоний Великий
Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность... Ты не видишь Бога, но видишь создание Его, видишь дела Его — небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовию. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, т. е. мужей святых и имеющих пред Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви.


Иоанн Златоуст
...Только любящий Христа в самой любви к Возлюбленному почерпает для себя красоту; и блажен, кто приемлет <сие>.


Григорий Богослов
Глубоко уязвившийся любовию к Богу не имеет достаточных к удовлетворению сего расположения сил тела, ибо в трудах и потах подвижничества нет насыщения сему его расположению. Находясь в состоянии, подобном тому, в каком находится томимый крайнею жаждою, ничем не может он до насыщения удовлетворить внутренней жгущей его жажды; день и ночь готов он быть в трудах, но силы тела оставляют его. Полагаю, что, таким же сверхъестественным жаром любви пленены быв, и мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им; но сами себя побеждали распаленным к Богу рвением, и всегда находили, что страдания их далеко отстают от меры их пламенного желания страдать за Господа.


Никита Стифат
Удостоиться любить <Христа> искренно и как должно, это — Царство Небесное, это — вкушение блаженства, в этом — блага неисчислимые.


Иоанн Златоуст
Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем <в любви> у Бога.


Иоанн Златоуст
...И духовное действие может причинить великий вред, когда совершается не для Бога; напротив, и житейское дело может принести великую пользу тому, кто совершает его из любви к Богу.


Иоанн Златоуст
Как любовь <ко Христу>, когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им.


Иоанн Златоуст
Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем.


Игнатий Брянчанинов
Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть Бесконечный Бог (ср.: 1 Ин. 4, 16).


Игнатий Брянчанинов
Кто любит Бога в чувстве сердца, тот познан есть от Него. Ибо поколику кто в чувстве сердца восприемлет любовь к Богу, потолику и сам пребывает в любви Божией. Почему таковый не перестает в сильном некоем рвении вожделевать просвещения в разуме и стремиться к нему с таким напряжением, что иной раз чувствует совершенное истощение самой силы костей своих, делаясь уже незнающим себя, но весь изменен и поглощен бывая любовью к Богу. Кто таков, тот и есть в животе сем, и не есть; так как, еще странствуя в теле своем, душевным движением в силу любви непрестанно отходит он к Богу — и странноприемлется у Него. Ибо непрестанно горя в сердце неистощимым огнем любви, он по необходимости сердечно прилепленным пребывает к Богу, совершенно отрешившись от любления себя силою сей к Богу любви.


Диадох
...Кто не отрешится... от всякого пристрастия к вещественному, тот не может настоящим образом любить ни Бога, ни ближнего.


Максим Исповедник
...Любовь к Богу рождается в нас обыкновенно не просто и не сама собой, но после многих трудов и великих забот и при содействии Христовом...


Макарий Великий
Кто любит <Христа> так, как должно любить, тот, конечно, старается уже и заповеди Его соблюдать, потому что если кто искренно расположен к кому, то старается все делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного.


Иоанн Златоуст
Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и подчиняет влиянию одной возлюбленной, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?


Иоанн Златоуст
Что свойственно любви к Богу? — Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его.


Василий Великий
Если желаем стяжать любовь к Богу — возлюбим Евангельские заповеди, продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше... возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.
Что же ожидает нас на этом селе? — Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который нелегко уступит нам победу над собою; нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех.


Игнатий Брянчанинов
...Кто любит Христа, тот не любит мира, потому что мир отверг Христа, как и Христос мир, как написано: мир Мне распятся, и Аз миру (ср.: Гал. 6, 14).


Киприан Карфагенский
...Возлюбим <Господа> по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых.


Иоанн Златоуст
Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна?


Иоанн Златоуст
Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру.


Авва Исайя (Скитский)
Надобно знать, что хотя это <любовь к Богу> — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь.


Василий Великий
...Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою Божественною любовию.


Макарий Великий
Если и людской страх удерживает от постыдных дел, то тем более — любовь ко Христу.


Иоанн Златоуст
Если дашь мне кучи золота и янтаря, зеленеющие поля, тучные стада, великолепный дом и Алкиноеву трапезу, если вместо настоящей жизни дашь другую, нестареющуюся, и тогда не соглашусь жить гнусно и через это лишиться Христа.


Григорий Богослов
... Любящий Единого <Бога> всех других оставляет позади, и боящийся Единого никого другого бояться не может.


Феодор Студит
...Когда преуспеет он <человек> в любви к Благодетелю своему, находит и Самого Благодетеля внутри себя самого, потому что и Он вполне вверяется и входит в того, кто возлюбил Его.


Симеон Новый Богослов
...Желание и любовь к Тебе, <Владыко Христе>, препобеждают всякую любовь и желание смертных. Ибо насколько Ты, Спасе, превосходишь все видимое, настолько сильнее и любовь к Тебе, которая затемняет всякую человеческую любовь, отвращает от любления плотских наслаждений и скоро прогоняет все похоти.


Симеон Новый Богослов
Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души.


Игнатий Брянчанинов
...Мужайся и крепись, старайся непрестанно питать и приумножать в себе любовь к Богу, чтобы возрастало и обилие подаваемых тебе от Него благ.


Василий Великий
Любовь <к Спасителю>... есть действие Духа или, лучше, существенное Его присутствие, ипостасно видимое внутри меня, <как> свет. Свет же этот несравним и весь невыразим.


Симеон Новый Богослов
Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией.


Василий Великий
По некотором преуспеянии <в молитве> приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпения скорбей как попущении и врачеваний Божиих. Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна... бесконечно отличается от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее.


Игнатий Брянчанинов
...Возлюбим Христа, сколько и должно любить: в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение, и слава, и честь, в этом свет, неисчислимое блаженство, которого не может ни слово выразить, ни ум постигнуть.


Иоанн Златоуст
Как приобретается любовь к Богу? — Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных.


Василий Великий
...От чистой любви к Богу мы становимся святыми и имеем Бога хранителем величайшего нашего сокровища — души, так что не можем впасть в руки врага, а если и падем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха — диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас.


Иоанн Златоуст
...Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном нашем устройстве...


Василий Великий
Любовь к Богу соделывается крепостью любящего...


Григорий Нисский
Если любишь быть другом Христовым, ненавидь злато и его ненасытное любление, так как оно к себе обращает помышление любящего его и отрывает его от сладчайшей любви к Господу Иисусу, которая является не в виде слова, а в виде действования по заповедям Его.


Никита Стифат
Не соблюдать заповедей Христовых — значит не любить Бога и Христа Его; а признак любви — соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти.


Василий Великий
...Как себялюбивый естественно ищет своей славы, так боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя — услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку — смирение, чтоб через него соделываться нам своими Богу...


Диадох
...Смерть и поражение лукавому, какие только можем нанести своею тщательностию, — когда ум занят любовию к Богу и памятованием о Нем. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату, а равно истинная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и молитва, и совершенное последование святым заповедям; чрез одну, единственную и первую, заповедь о любви к Богу поистине получают точную полноту.


Ефрем Сирин
...Как скоро душа возлюбила Господа — похищается из... сетей <порока> собственною своею верою и великою рачительностию, а вместе и помощью свыше сподобляется вечного Царства...


Макарий Великий
Если мы любим Христа, как должно любить Его, то сами себя будем наказывать за грехи свои.


Иоанн Златоуст
...Чтобы нам быть в состоянии легко выносить труды добродетели, покажем великую любовь к Богу и, к Нему устремив наши мысли, не будем никаким предметом настоящей жизни останавливаться на этом поприще, но, помышляя о непрерывном наслаждении будущими благами, станем благодушно переносить все скорби настоящей жизни.


Иоанн Златоуст
...Кто любит Иисуса и внемлет Ему как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви, то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию...


Макарий Великий
Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, — это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям.


Иоанн Златоуст
...Тому, кто разумом своим обратился к этому миру и занимает душу свою тем, чтобы угодить людям, невозможно быть исполнителем первой и великой заповеди Господней, которая повелевает любить Бога всем сердцем и всею силою (см.: Мк. 12, 30). Ибо как может любить Бога всем сердцем и силою тот, кто разделил свое сердце между Богом и миром и, некоторым образом похищая любовь, одному Богу принадлежащую, иждивает оную на человеческие страсти?


Григорий Нисский
...Душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое.


Григорий Богослов
Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности.


Серафим Саровский
Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.


Серафим Саровский
Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного.


Серафим Саровский
Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.


Иоанн Кронштадтский
Бог есть Любовь. Только через Бога можно любить творение Божие, и самое отвратительное. Потому первая заповедь гласит: "Люби Господа Бога своего", и только затем: "Люби ближнего своего". Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Как порывы теплого ветра, которые уступают место морозу. Даже самого себя человек не умеет любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию.


Николай Сербский
Затем он [сербский жупан Неманя] обратился к своим сыновьям с дивным поучением: "Сыны мои, возложите упование на Бога и не гордитесь свою мудростью и силою. Не унывайте, когда Бог вас наказывает или обличает, ибо Бог, кого любит, того и наказывает, дабы сделать его лучше. Даю вам сию заповедь, коя свыше есть: не мыслите друг другу зла, но имейте между собою любовь нелицемерную. Ибо не любящий брата своего не любит и Бога. Который есть Любовь".


Николай Сербский
Если любишь Господа Иисуса Христа, то исполнила обе великие заповеди о любви. Ибо Он есть Бог наш и Он же наш Ближний. Самый близкий из всех. На Нем зиждутся обе заповеди о любви и относятся в первую очередь к Нему лично. В древности люди не могли любить невидимого Бога. Иисус Христос - Бог воплощенный и истинный Человек. Богочеловек, Который пришел на землю как Бог любви, и как Человек пострадал ради любви к нам. И в самом деле, такого Бога и такого Ближнего очень легко любить. А через Него и все Его.


Николай Сербский
Советую тебе уклоняться от мнения, что имеешь любовь Божию, и не считать себя достойной утешений, хотя и приидут, а памятовать свои как прошедшие, так и настоящие грехопадения, смиряясь через них, но не отчаиваясь и не смущаясь, ибо отчаяние и смущение доказывают явную гордость. Да хотя бы и видела ты себя нестужаемой от страстей, и тогда не верь.


Макарий Оптинский (Иванов)
Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее, – ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его слову: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (ср.: Ин. 14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением, правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собой тесным союзом, одна без другой не может совершиться по слову святого апостола Иоанна: Кто говорит:
«я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец
(1Ин. 4, 20). И кроме того, Сам Господь глаголет: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного
(Мф. 7, 21).


Макарий Оптинский (Иванов)
Понуждая себя на пост, бдение и молитву, думаете, будто бы делаете это сами не знаете для чего, а надо делать это из любви к Богу, которой в себе не ощущаете… Когда же мысль эта отходит, занимает место ее другая, и страсти одна другой передают бедное ваше сердце… – Исполняемые вами телесные делания нельзя сказать, чтобы вы делали сами не зная для чего, а точно от любви к Богу, но несовершенной, а как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящий.


Макарий Оптинский (Иванов)
Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании, прося всесильной Его помощи в искании Его. Вы прежде писывали, что любите Бога, но это происходило от непознания вами себя. Может быть, некоторое умиление или сердечная радость уже и казались вам любовью, но любовь к Богу противными искушается, и непременно надо сразиться с тремя врагами нашими: миром, плотью и диаволом.


Макарий Оптинский (Иванов)
Это справедливо, что надо из любви к Богу угождать Ему, но любовь имеет тесный союз со смирением; и ежели этого последнего не видите в себе, то и любви не ищите. Любовь возвышает, а смирение возвышенной части не попущает [упасть]; отыми это, и она падет; вы же сознаете, что мнение и гордость вас не оставляют… Потому и надо смиренным путем идти к Богу и опасаться самонадеяния, от этого-то вы и лишаетесь спокойствия и впадаете в преступления, о которых вы писали, что маловажные неприятности производили в вас досаду на несколько дней. Где же тут любовь Божия? А смирения и не бывало, но место их заступает гордость.


Макарий Оптинский (Иванов)
Мы вам уже писали, сколь высока есть добродетель – любовь Божия, и она не может быть без любви ближних, по слову святого апостола: если люблю Бога, а брата своего ненавижу, ложь есть(ср.: 1Ин. 4, 20). Надо достигать до любви через хранение заповедей Божиих и через страх Божий, а не мысленным к Нему восхождением.


Макарий Оптинский (Иванов)
Пишешь, что в одно время тебе казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь в Евангелии глаголет: любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Старайся всегда поверять свои чувства, согласны ли они с евангельским учением и учением святых отцов. Преподобный Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении евангельском, или апостольском, или святоотеческом.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Высокоумие видно и в том, что ты думаешь, что ты любишь Бога, а только думаешь, что любишь Его. Кто Бога любит, тот имеет и к ближнему любовь... Кто любит Бога, хотя бы тысячу оскорблений в день ему наносили, не раздражается и не сердится, не теряет внутреннего мира, с ним не бывает, что вдруг внутри все вспыхнет, так что от смущения и молиться не может, как это бывает с тобой. Также из самой брани помыслов, которую ты испытываешь, можешь убедиться, что это тебе только кажется, что ты любишь Бога. Святые отцы представляют такой пример: когда котел кипит, то никакая гадина, даже никакое малое насекомое не может приближаться к оному, будучи опаляемы горячестью котла, если же огонь угаснет и котел остынет, то не только насекомые удобно садятся на нем, но и разные гады смело влезают и спокойно лежат в нем. Так и огонь истинной Божественной любви отгоняет всякие нечистые помыслы, а когда подобные помыслы сильно стужают человека, то это явный признак, что он не достиг еще в мере любви Божией.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Научает нас святой апостол Павел, говоря: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8–9).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею (Лк. 10, 27). И паки: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и мать допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной, особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды (Еф. 6, 14), т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих (см. Мф. 5, 44).
Остальными же словами – «плод благостыни» и «благовествование мира» – означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: Старайтесь иметь мир со всеми и святость (Евр. 12, 14); ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его.


Никон Оптинский (Беляев)
Любовь к Богу прежде всего выражается в соблюдении заповедей Божиих.


Никон Оптинский (Беляев)