Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о Любви Божьей
 
Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как благовоние фимиама избранного; радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего. Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее окружающего; даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой силы. Стяжите себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится <сладко да будет> вам Божественное. Сия сладость любви Божественной далеко слаще сота медового.


Антоний Великий
...Ни великость преступлений, ни множество грехов, ни постыдность деяний никогда не превзойдут многого, лучше же, премногого человеколюбия <Божия>...


Симеон Новый Богослов
...Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показует во спасении его.


Исаак Сирин Ниневийский
...Милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды...


Авва Дорофей
Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей.


Исаак Сирин Ниневийский
...Не будем знать Бога вполовину, и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености... Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою; Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое — строгость...


Василий Великий
Так как Бог заботится о нашем спасении, то обыкновенно Он всегда предсказывает, какие хочет навести казни, для того только, чтобы не навести их.


Иоанн Златоуст
Неизреченна великая любовь, какую явил Человеколюбец, ибо из нашего рода взял Он Ходатая и Им примирил мир с величием Своим.


Ефрем Сирин
Если бы благость бел молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней.
Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющего жезла. Каждый с радостью продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.
Тогда благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.
...Грешник... приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов.
Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать? Подлинно благ Ты по всем!
Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с бесстыдным высокомерием и не обращаются без особенного побуждения.


Ефрем Сирин
Не трудно Тебе, <Господи>, сносить неправды наши, потому что Ты Творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением; потому что знал нас прежде, нежели сотворил.


Ефрем Сирин
...<Бог> человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, чтут Его и благодарят, как подобает. Если же ты, ни во что ставя любовь Его всеуслаждающую, полюбишь что-либо другое и с тем свяжешь всецело все стремление души своей и станешь услаждаться другою какою сластью, или ястием, или питием, или одеждою, или лицом каким красивым, или золотом, или серебром, или другим чем, и душа твоя воспохотствует того и побеждена будет любовию к тому, то возможно ли, чтобы Бог, естественно чистый и тебя соделавший таковым благодатию Духа Святаго, продолжал быть в общении и обращаться с тобою, когда ты уклонился сердцем на другое, а не тотчас оставил тебя? — Само собою явно, что Он всеконечно оставит тебя.


Симеон Новый Богослов
...Земля полна одною милостию Господнею, между тем как суд отложен до определенного времени.


Василий Великий
Щедроты Твои, <Господи>, драгоценнее жизни, потому что жизнь есть мера, а щедроты Твои неизмеримы.


Ефрем Сирин
...Бойтесь Его <Божиего> могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо дли того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благодетельна надежда на милость.


Нил Синайский
В примере разбойника вижу, о Милосердый, великое богатство помилования; смотря на сего злодея, никогда не теряю надежды получить спасение.


Ефрем Сирин
Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия в отношении к ближнему.


Иоанн Златоуст
Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, <Господи>, и самых свирепых учение Твое; и благость Твоя всегда старается взыскать погибших.


Ефрем Сирин
...Если бы... <Бог> хотел наказать <нас>, то не грозил бы наперед <геенною>, чтобы мы не предостереглись и не избежали угрозы. Бог угрожает мщением, чтобы мы избежали действительного мщения; устрашает словом, чтобы не наказать самим делом.


Иоанн Златоуст
Не прельщайтесь, братия мои. Воистину человеколюбив Бог, и милостив и благоутробен. Исповедую сие и я и, на благоутробие Его уповая, имею дерзновение чаять, что спасен буду. Однакож ведайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит в пользу тем, которые не каются и не соблюдают заповедей Его со страхом великим и во всей точности, а, напротив, Бог накажет их еще строже нечестивых и неверных.


Симеон Новый Богослов
...Великий Бог и Вседержитель не удовольствовался тем, что создал тебя по образу и подобию Своему, ни тем, что, когда ты, согрешив и Его оскорбив, ниспал из чина своего, послал Сына Своего Единородного пожить тридцать и три лета на земле, чтобы взыскать тебя, и, подъяв страшные страсти и мучительную смерть крестную, искупить и исхитить тебя из рук диавола, которому ты поработил себя грехом, и опять восставить тебя в свой чин, но, кроме того, благоволил учреждену быть еще и Таинству Тела и Крови в пишу тебе для существеннейшего срастворения с естеством твоим всей силы воплощенного Домостроительства. Сие-то последнее изъявление презельной к тебе любви Божией сделай для себя предметом постоянного созерцания и углубления, чтоб, узревая всестороннюю полноту ее и преизобилие, питать тем и паче и паче воспламенять и свое к Богу всецелое устремление и любовь.
Помысли о том, когда стал любить тебя Бог, и увидишь, что сему нет начала. Ибо сколько Сам Он вечен по Божескому естеству Своему, столько же вечна и любовь Его к тебе, по коей Он прежде всех веков положил в совете Своем даровать тебе Сына Своего дивным некиим и непостижимым образом. Узрев же сие, восторженною возрадуйся радостию духовною и воззови: «Итак, еще в оной бездне вечности мое ничтожество было попечительно зримо и любимо Богом беспредельным; еще тогда промышлял Он о благе моем и по благоволению неизглаголанной любви Своей положил даровать мне в пищу Сына Своего Единородного. Могу ли я после сего позволить себе хоть один момент не быть прилепленным к Нему всею мыслию моею, всем желанием моим и всем сердцем моим?»
Помысли также, что всякие взаимные любления тварей между собою, как бы они велики ни были, имеют свою меру и свой предел, за который и не могут простертись <перейти>. Одна любовь Божия к нам не имеет предела. Почему, когда потребовалось особым некиим образом удовлетворить ее, Он предал на сие Сына Своего, равного Ему по величию и беспредельности, яко Сущего единого и того же с Ним естества. Итак, любовь Его такова, каков дар, и наоборот, таков дар Его, какова любовь. И то и другое столь велико, что большей меры великости не может и вообразить никакой тварный ум. Возмерь же ты за сию безмерную любовь по крайней мере всевозможною для тебя мерою любви.
Помысли еще, что Бог подвигся на возлюбление нас не какой-либо необходимостью, но по единой Своей естественной благости, возлюбил независимо ни от чего, Сам от Себя, сколько безмерно, столь же и непостижимо.
<Помысли>, что с нашей стороны не могло быть предпослано сему возлюблению никакое достохвальное дело, достойное воздаяния, чтоб Беспредельный Бог за то презельностию любви воздал нашей всесторонней бедноте, — что Он возлюбил нас потому, что так восхотел, по единому благоволению Своему, и не только возлюбил, но и даровал Себя нам, недостойнейшим тварям Своим.
<Помысли>, что любовь сия, если воззришь на чистоту ее, не смешана, как большею частью тварная любовь, с чаянием какого-либо добра от нас впереди. Ибо Бог не имеет нужды в каком-либо добре со стороны, яко Сам в Себе вседовольный и всеблаженный. Почему если благоволил излить на нас неизреченную благость и любовь, то излил не ради блага Себе от нас, а для блага собственно нашего.


Никодим Святогорец
В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию и избавляет от вечной муки.


Марк Подвижник
Иное есть Промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь.
Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения — любящие Его.


Иоанн Лествичник
Не по злобе наказываешь Ты, Господи,– Твой удар поражает из любви. Ты желаешь нашей пользы, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое.


Ефрем Сирин
Милосердие Его непостижимое, подобно тому как непостижим Сам Он.


Иоанн Златоуст
Всё, из-за чего мы смущаемся, сомневаемся, озлобляемся, оказывается вскоре после совершения дела мечтою, пустяками, на которые не следует обращать внимания. - Единой долготерпящей любви да держимся: она да покрывает всё.


Иоанн Кронштадтский
Любовь Божия к человеку предвосхищает любовь человека к Богу. Кто знает, любил бы ребенок мать, если бы прежде не ощутил ее любви к себе? Также и человек не может возжечь в себе любовь к Богу до тех пор, пока не ощутит неистощимой любви Божией к самому себе.


Николай Сербский
Всякий врач с помощью врачевств исцеляет болезни; а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств.


Ефрем Сирин
Взывали к Тебе, Господи, другие бедствующие и получали от Тебя всякие врачевства. По для Тебя равно легко подать исцеление и просящему и непросящему.


Ефрем Сирин
Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает.


Иоанн Златоуст
...Бог не в силу какой-то расточительности в милостях и не под влиянием болезненного расстройства щедрости проявляет богатство Своего человеколюбия, но чтобы пристыдить людей обилием Своих даров, — когда же Он видит, что все излияния Его человеколюбии напрасны, Он заключает источники благ, удерживает потоки человеколюбия, перестает благодетельствовать.


Иоанн Златоуст
Если <кто> желает, чтобы Бог милосерд был к нему самому, то не должен быть жесток к своему ближнему.


Ефрем Сирин
...Претерпел <Сын Божий> Крест по Своему хотению и по желанию устроить спасение всего рода человеческого... Если мы решимся положить и самую жизнь свою за Его закон и для соблюдения данных от Него заповедей — и тогда не возможем достигнуть той меры любви, какую Он заявил в отношении к нашему роду.


Иоанн Златоуст
У Него <Господа> сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления, и один суд не довел до отчаяния.


Василий Великий
По... любви <Божией> душа стала невестою Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие.


Ефрем Сирин
Навсегда распространяет Господь Свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его...


Иоанн Златоуст
Милость Божия — это пришествие во плоти Христа Бога нашего. Он оказал нам милость, Сам явился Ходатаем за нас пред Отцом...


Иоанн Златоуст
Любовь <Божия>, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спаслись...


Ефрем Сирин
Милость Божия неизреченна, неизъяснима, непостижима, она превосходит ум, побеждает разумение, но хотя и такова милость Божия, однако, чтоб люди постоянно милуемые не сделались негодными, она имеет нужду и в нашем соучастии. Пойми, что я говорю: Бог милует, но милует не просто, а с условием: дай и ты.


Иоанн Златоуст
Господь — истинный друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но вечно пребывает с тобою.


Ефрем Сирин
...Ежели кто возьмет во внимание, что повреждение с каждым днем распространяется и что тленный род человеческий достоин тысячей смертей, поколику пребывает во грехах, то удивится богатству Божией благости, снисходительности и долготерпения.


Василий Великий
...Для чего, скажешь, и блудницу принял Христос? Для того, чтобы разрешить от порока, чтобы показать человеколюбие, чтобы ты познал, что нет недуга, побеждающего Его благость.


Иоанн Златоуст
Все превышающее Величие неиспрошенного нами даровало нам Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников? Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтобы предал Он Сына Своего за беззаконных? Подлинно, неслыханное дело, и на мысль никому не приходило оно. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертию Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то попрепятствует ли что просящим от такого Человеколюбца получить все, в чем только имеют нужду?


Ефрем Сирин
...Открыв чрез естество и тварь познание добродетели, <Бог> приставил Ангелов-хранителей; воздвиг для руководства отцов и пророков; явил знамения и чудеса, ведущие к вере; дал нам писаный Закон, помогающий закону, вложенному в разумное наше естество, и познанию, полученному на основании <созерцания> твари. Наконец, после того, как мы все оставили без внимания, — о какое нерадение с нашей стороны и, напротив, какое великодушие и вместе заботливость со стороны Любящего нас! — Он Самого Себя отдал за нас, истощив богатство Своего Божества в нашу худость, восприяв наше естество и став Человеком, как мы, благоволил стать нашим Учителем; и Сам учит нас о величии Его человеколюбия, явив сие делом и словом, и вместе побуждая к подражанию Его сострадания к людям, и отстраняя несострадательное расположение души слушающих.


Григорий Палама
Для воспользовавшихся <милосердием Божиим>, как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших поводом к большему наказанию.


Иоанн Златоуст
Не скорбит столько отец, погребающий любимого сына, сколько жалеет Бог о душе, умерщвленной грехом.


Ефрем Сирин
Грешники! Ободримся. Для нас.. Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию.


Игнатий Брянчанинов
Нам был вверен рай, но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем, <Христос> возводит нас на самые Небеса. Мы не остались верными в первоначальных дарах, но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли воздержаться от одного древа — и Он подает нам пищу горнюю.


Иоанн Златоуст
...<Бог> сделал все, что могла принять сотворенная природа. Уставил чин естеств и нашел, что они, как изменяемые, имеют нужду в милосердии.


Ефрем Сирин
Блажен и преблагословен, кто... возжигает в себе до небес восходящий пламень любви Божественной.


Феодор Студит
Милосердие... человеческое и Божие не равны между собою, а отличаются одно от другого так же, как зло от добра.


Иоанн Златоуст
Поистине, никакой плотолюбец, хотя бы крайне распаленный, не пламенеет так к любимой им, как Бог желает спасения наших душ.


Иоанн Златоуст
Весьма велико долготерпение Твое, Господи, неправды всех людей — пред лицем Твоим, и любовь Твоя терпит мир и неправды его.


Ефрем Сирин
...Как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых... Давид сказал: возненавидел церковь лукавнующих (Пс. 25, 5).


Иоанн Златоуст
Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои.


Ефрем Сирин
Милость Божия безмерна, но мы мерны... и можем зайти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости...


Феофан Затворник
Господь хочет, чтобы все люди сподобились сего рождения <от Духа Божия>, потому что <Он> за всех умер и всех призвал к жизни.


Макарий Великий
Если возлюбленная царя считается блаженною больше всех, то чего удостаивается та, которую любит Бог великою любовью? Если противопоставить ей целую вселенную, то ничто не сравнится с красотою ее.


Иоанн Златоуст
<Любовь> Сына Божия низвела к нам с Неба. Ради любви Бесплотный воплощается, Безлетный для нас во времени, Сын Божий делается Сыном Человеческим. Любовью все домостроительствуется ко спасению...


Ефрем Сирин
Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на бесконечную благость Божию. Болезни — велики, но Врач — больше; буря — сильна, но Кормчий — мудр; души доведены до отчаяния, но лекарства находятся наготове и после отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие.


Иоанн Златоуст
...Ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына.


Иоанн Златоуст
Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот; но в таком только случае, если найдет, что ты, по содеянии греха, стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится Суда; тогда любит <творит> суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и мягчительные врачевства, употребляет, наконец, в дело острые орудия.


Василий Великий
Если я скажу, что Бог простер небо и землю, расширил море, послал пророков и Ангелов, я не выражу в такой мере Его благости. Верх благодеяний Его состоит в том, что Он не пощадил Сына Своего для спасения отчуждавшихся от Него рабов.


Иоанн Златоуст
Не столько ты желаешь, чтобы прощены были тебе грехи, сколько Он <Бог> желает простить грехи твои. А что ты мало желаешь этого, пойми из того, что ты не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего; а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои?


Иоанн Златоуст
...Нельзя словом высказать и умом измерить предельную любовь и благостыню Его <Бога> к нам.


Феодор Студит
<Бог> освободил лас от грехов, даровал нам силу и крепость для совершения добродетели, даровал нам ревность и терпение, в крещении даровал нам Духа Святаго.


Иоанн Златоуст
Часто, когда <Господь> не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он умилостивляется над живущими ради добродетели умерших...


Иоанн Златоуст
Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, когда Он оказался распятым не за добродетельных, но за грешников и врагов.


Иоанн Златоуст
Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои.


Ефрем Сирин
...Если бы Господь наш не был человеколюбив и не принимал нас, когда возвращаемся к Нему, если б Он не был незлобив, и гневался, а не хвалил нас за возвращение наше, то воистину не спаслась бы никакая душа пи святого, ни тем паче всякого другого. Почему все, скончавшиеся в святости и добродетели, даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут.


Симеон Новый Богослов
...Любовь <Божия> не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир.


Авва Исайя (Скитский)
Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен: приступи в сокрушении духа ко Всеблагому и Всемогущему, обнажи пред Ним твою язву, принеси сознание в согрешении, прося прощения, исцеления, и получи их.


Игнатий Брянчанинов
Любовь Его прекраснее всяких ароматов.


Ефрем Сирин
Бог любит праведников, когда наказывает их проступки.


Ефрем Сирин
...В чем, скажешь, <Божие> человеколюбие, если Он судит по правде? Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего — что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние.


Иоанн Златоуст
Не пренебрегай Его <Божиим> долготерпением, с которым Он ведет тебя к покаянию; что бы ты ни делал — делай с мыслию о вездеприсутствии Божием.


Иоанн Златоуст
Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком оная обитает.


Авва Исайя (Скитский)
По милости Своей <Господь> врачует и исцеляет от всех беззаконий, грехов и скверн всякого, кто приносит покаяние; потому что Он — море щедрот.


Ефрем Сирин
...Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою Божественною любовию.


Макарий Великий
...Святые мученики, вкусившие <любви Божией> и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия — нежные узы, но что рассечь ее не может и меч обоюдоострый.


Ефрем Сирин
Не так любит жених невесту свою, не так родители радеют о детищах своих, как любит нас и радеет о нас Владыка всяческих — Бог.


Феодор Студит
Несмысленный видит щедроты <Господни> и дерзновеннее грешит. Поелику знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает его ранами. Но хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты могут ходатайствовать за его безрассудство; однако же, при всей великой надежде, как будто не имеет надежды.


Ефрем Сирин
...<Господь> не только промышляет о нас, но и любит безгранично — любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и неразрушимой, которая никогда не может потухнуть.


Иоанн Златоуст
<Бог> — это единственный должник, Который, когда мы просим Его, оказывает нам милость и дает то, чего мы не давали Ему взаем.


Иоанн Златоуст
О сладости... любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: ни высота горе, ни глубина долу, ни живот, ни смерть, ни Ангелы, ни Начала и Власти, ни ина тварь пая, ни все в совокупности не могут разлучити от любве Божия душу, вкусившую ее сладости (ср.: Рим. 8, 38—39).


Ефрем Сирин
Любовь Божия есть бессмертный огонь, который подъемлется с земли и ненавидит земное.


Ефрем Сирин
...Любовь <Христова> для украшающегося ею — полнота лепоты.


Ефрем Сирин
...До бесконечности возросший грех превосходит величием своим Божия милость, соделавшаяся превысшею и самой небесной высоты. Ибо сказано: велика превыше небес милость Твоя (Пс. 56, 11).


Григорий Нисский
...И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время Суда, чтобы согрешившие и неверующие имели возможность очистить свои согрешения.


Иоанн Златоуст
...За одно слово, за одну веру вошел <разбойник> в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие.


Иоанн Златоуст
Если бы Он <Бог> ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то род человеческий уже не существовал бы.


Иоанн Златоуст
Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным и, судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное.


Василий Великий
Благость и правда — это две руки у Тебя, <Господи>, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать.


Ефрем Сирин
Творцу легко переносить все тяжелое от тварей Своих, потому что, если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей.


Ефрем Сирин
В Иисусе Христе, Сыне своем, Бог показал любовь, "которая превосходит всякий разум". Тот, через кого Свята Троица сотворила мир, явился в образе человеческом, дабы явить человечеству любовь Святой Троицы, дотоле неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного: в унижении, в служении, в страдании и, наконец, в великой жертвенности.


Николай Сербский
Не малодушествуй; верь, что Господь, пославший тебе крест сей, зрит твои страдания и укрепляет, а иначе не могла бы и понести; ежели бы не содействовали страдания твои твоему спасению, то не были бы и посланы. Бог Всепремудр, Промыслитель, Всеблаг, Всемилостив, и одним словом сказать: Бог есть любовь (1Ин. 4, 8), и сия-то Любовь желает твоего спасения и содевает, обветшавая дебельство плоти и ветхого человека, обновляет духовного и нового человека.


Макарий Оптинский (Иванов)
Он от любви посещает и болезнями, которые примет вместо делания, да и избавит через них от того, чему бы могла подвергнуться, будучи здоровая. Истинно, когда обратим внимание на наше жительство, увидим, как оно далеко отстоит от того пути, каким шли отцы наши и матери святые и нам оставили образ – в описании жития их и учения. Мы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного и прискорбного, то как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение. Благодарите Господа за любовь Его к нам, грешным, и приносите по силе, сколько можно, любовь и смирение, могущие заменить недостаток наш в жительстве и ходатайствовать о нас перед Богом о помиловании.


Макарий Оптинский (Иванов)
Все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагой Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 6, 8).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Предлагаю на рассмотрение ирмос Сретенского канона. «Покрыла есть Небеса добродетель Твоя, Христе, из Кивота бо прошед, Святыни Твоея нетленныя Матере, в храме славы Твоея явился еси, яко младенец руконосимь, и исполнишася вся Твоего хваления».
Какая это добродетель, покрывшая небеса? Безмерная любовь Сына Божия к падшему роду человеческому, ради которой Он, будучи Бог, благоизволил быть человеком, родился от Святой Девы в убогом вертепе, сорокадневным младенцем был принесен в храм, от бесчеловечного Ирода бежал с Матерью и Иосифом в Египет, воспитывался в доме простого древодела; наконец, ради спасения и избавления человека от власти диавола претерпел заплевания и заушения и всякий вид уничижения и самую поносную смерть на Кресте, но, по тридневном погребении, силою Божества Своего и Славою Отчею воскрес из мертвых и, поправ всю силу вражию и разрушив врата и заклепы ада, извел на свободу души, содержимые там, веровавшие и уверовавшие в пришествие Его.
Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший, весь закон Свой основал на двух заповедях – любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит:
«я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец
(1Ин. 4, 20). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие:Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
(и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8).

Но должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов (1Пет. 4, 8); чья совесть возмущена множеством беззаконий, то да помышляет, что любовь есть исполнение закона
(Рим. 13, 10). Любящий ближнего, –говорит апостол, – исполнил весь закон (Рим. 13, 8). Если бы мы и не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Многие из христиан и верующих по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: «Забыл меня Бог или нас». Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: Ужели Бог забудет оказывать милость?

Или удержит Свои щедроты во гневе Своем? (Пс. 76, 10). Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Свои на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь по Милосердию Своему повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: скорее женщина забудет грудное дитя свое… Я же не забуду тебя (Ис. 49, 15).

Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного, на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает... Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 6, 8). Немало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объявляется в Слове Божием, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22) и что наследие со Христом получают только те, которые Христа ради на земле переносят различные скорби и страдания, как свидетельствует апостол: «Аще с Ним, т.е. со Христом, страждем, то с Ним и прославимся»
.
Когда же в скорбях наших и болезнях будем малодушествовать и роптать на Бога, и на людей, и на участь свою, в таком случае не прославимся, но и осудимся. Постараемся же исправиться хотя не делами, то, по крайней мере, душевным и мысленным расположением, как говорит Иоанн Лествичник: «Не постихся, ни бдех, ни на земли лежах, но смирихся и спасе мя Господь». И другой святой, Исаак Сирин, говорит: «Смирение и без дел прощает многие согрешения, а дела без смирения бесполезны».


Амвросий Оптинский (Гренков)