Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о чистоте
 
Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту; а труд подкрепляют надежда и страх.


Исаак Сирин Ниневийский
...Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов.


Исаак Сирин Ниневийский
Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом...


Исаак Сирин Ниневийский
...Когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету...


Исаак Сирин Ниневийский
Чистота есть забвение противоестественных способов ведения, изобретенных естеством в мире.


Исаак Сирин Ниневийский
Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем.


Исаак Сирин Ниневийский
Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество.


Исаак Сирин Ниневийский
...Вера и милостыня содействуют ему <человеку> скоро приблизиться к чистоте.


Исаак Сирин Ниневийский
Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты.


Исаак Сирин Ниневийский
...Если <человек> не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное.


Исаак Сирин Ниневийский
Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых, до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложною; любим себя в предметах, недостойных безсмертной души: в сребре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном.


Иоанн Кронштадтский
Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание...


Иоанн Лествичник
Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом...


Антоний Великий
...Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу.


Иоанн Кассиан Римлянин
А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. Поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство.


Григорий Нисский
Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге?


Ефрем Сирин
...Чистая душа служит для Него <Бога> и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности...


Григорий Нисский
Чистым же сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели — одни не могут сделать сердца чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны <для очищения сердца>, пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа, все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это — одно — не имеет силы очищать нечистоту и скверну души.


Симеон Новый Богослов
...Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты.


Антоний Великий
Милостивый, если он милостив истинно, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога.


Игнатий Брянчанинов
И чистоту <душевную> называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных.


Иоанн Лествичник
Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел бы ил благ мира.


Феофан Затворник
...Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным.


Иоанн Лествичник
Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.


Иоанн Златоуст
...Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной.


Кирилл Александрийский
Чистота сердца... зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой.


Игнатий Брянчанинов
...Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза.


Григорий Нисский
...Чистота — дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя.


Игнатий Брянчанинов
От чистоты — с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством.


Феофан Затворник
...Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому' с усилием стремится.


Иоанн Кассиан Римлянин
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Боговидению. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).


Игнатий Брянчанинов
Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель.


Киприан Карфагенский
...Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности.


Авва Феона
Что такое чистота? Это — добродетель, противоположная блудной страсти; это — отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения.


Игнатий Брянчанинов
Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8)... Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной.


Василий Великий
Предел чистоты — чувство, непрестанно прилепленное к Богу.


Диадох
...Душа не иначе может соединиться с нетленным Богом, как соделавшись и сама сколько возможно чистою чрез целомудрие, чтобы подобным восприять подобное, став как бы зеркалом для чистоты Божией, так чтобы чрез участие в первообразной красоте к чрез отражение ее и самой получить ее вид.


Григорий Нисский
...Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем — крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт. 35, 11).


Максим Исповедник
Целомудрие есть чистота души и тела. Никто из обучившихся хранению чистоты не вменяет себе ее приобретение, ибо невозможно победить свою природу. И где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества.


Иоанн Лествичник
...Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума... все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное.


Исихий Иерусалимский
...<Чистота> не стяжавается никем никогда, иначе как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою в созерцании.


Григорий Палама
...Как может быть чисто сердце у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, как зеркало затемняется пылью?


Симеон Новый Богослов
Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности ко Христу.


Игнатий Брянчанинов
Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное.


Ефрем Сирин
...Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те <ветхозаветные> желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь — Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны.


Иоанн Кассиан Римлянин
Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто, в чистом свете видит Бога.


Симеон Новый Богослов
Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27), ведь их тело — гроб, внутри которого — мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же — не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это — очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе?


Иоанн Златоуст
Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную <чистую от впечатлений>, и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым.


Марк Подвижник
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд; но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных...


Игнатий Брянчанинов
...Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией.


Иоанн Кассиан Римлянин
Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге...


Иоанн Кассиан Римлянин
Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом.


Григорий Палама
Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того <именно>, что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту.


Петр Дамаскин
...Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.


Иоанн Златоуст
Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления, или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетало с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, — применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, но которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале.


Симеон Новый Богослов
Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.


Николай Сербский
Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения.


Макарий Оптинский (Иванов)
Святой апостол Петр пишет: Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1, 14–16).
Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Будем мирны и смирны, паче же смиренны. Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: Для чистых все чисто (Тит. 1, 15). Да будет и у нас все чисто-начисто.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «Стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Дочерей Бог благословит выдавать замуж, и если они всегда будут блюсти чистоту душевную и телесную, памятуя, что тела наши суть храмы Духа Святого и должны содержаться в возможной чистоте, то Господь никогда не оставит их, и мир и любовь будут при них.


Иосиф Оптинский (Литовкин)