Инок
Разумно и с рассуждением о вере
Святые о болезнях
 
Болезни, в настоящем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе.


Исаак Сирин Ниневийский
...Недуги посылает Бог для здравия души.


Исаак Сирин Ниневийский
Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления.


Игнатий Брянчанинов
Болезнь и бедность смиряют человека до конца. Пришел я к больному отцу С-ну и говорю: «Как живешь?» А он, расстроенный от болезни, вместо ответа бросил шапку на пол. Я ему говорю: «Благодари Бога за болезнь, а то плохо будешь умирать.».


Силуан Афонский
Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью <этой> благо.


Авва Исайя (Скитский)
...Болезни происходят от расслабления тела пресыщением.


Иоанн Златоуст
Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога.


Василий Великий
Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной <добру> должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога — зачем создал тело.


Антоний Великий
Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу; тело умерщвляет, но душу животворит; внешнего человека ослабляет, но внутреннего обновляет. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16). Как обновляется? Научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся из-за недуга кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх Суда Божия? Когда усерднее человек молится, чем в болезни? О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы... так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям... зарождаться в нас.


Тихон Задонский
Болезнь старайся переносить безропотно.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати...


Нил Синайский
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой.


Нил Синайский
Весело смотрите в глаза болезни... Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома...


Феофан Затворник
Различным болезням или недугам врачи находят различные причины... Но и болезнь не без Божия Промысла бывает, и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Этим утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым Он тело твое бьет, чтобы душа твоя выздоровела и спаслась. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна: и всякое наказание горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо.


Тихон Задонский
...Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете...


Феофан Затворник
Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: разве эта болезнь не легче геенны, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении?


Авва Исайя (Скитский)
Болящие, примем сие наказание Господне как спасительное, и, благодушно перенося болезнь, будем благодарны за все подаваемое нам.


Феодор Студит
...Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений.


Максим Исповедник
...Болезнь телесная есть противоестественное состояние, когда равновесие стихии преобладанием одной выведено из естественного состояния.


Нил Синайский
Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни.


Иоанн Златоуст
Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности.


Исаак Сирин Ниневийский
В деле Господнем извиняемся немощью, а для... дел лукавых мы сильны.


Ефрем Сирин
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем.


Игнатий Брянчанинов
Кто создал душу. Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу. Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней.


Макарий Великий
Мы видим в учениях святых отцов и в примерах, что некоторые находятся в болезнях и терпят с благодарением, получают великую милость Божию. Примите этот совет с покорностью воле Божией, несите посланный вам болезненный крест. Сохраняйте себя твердо в православной вере, почаще приступайте к духовному врачевству – исповеди и Причастию пречистых Христовых Таин, не дожидаясь постов, но, смотря по усиливающейся болезни, можете через две и три недели сообщаться, это будет вам подавать великую отраду. И даже, если будет воля Божия, можете и исцеление получить – от человека невозможно, но от Богавсе возможно (Мк. 10, 27).


Макарий Оптинский (Иванов)
Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надо наблюдать и иметь попечение о исправлении его.


Макарий Оптинский (Иванов)
Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Правило, по болезни, можешь исполнять не только без больших, но и без малых поклонов; при немощи требуется ума к Богу обращение, а когда есть сила, то и телесный труд нужен.


Макарий Оптинский (Иванов)
Средств к облегчению твоей болезни я не знаю. Вера и упование на Бога – главные средства, и Он силен послать тебе и физические средства. Когда это для тебя нужно и полезно; душа есть больше тела, о ней надо более и печься, чтобы была здорова.


Макарий Оптинский (Иванов)
Сердечно соболезную я и о том, что вы при весьма тяжкой и изнурительной телесной болезни своей еще страдаете и душой своею от разных мыслей и воображений о муже, о детях и о многом будущем и через это еще наиболее увеличиваете страдания свои и средства лечения своего делаете малодействительными. Советую вам вместо всякой мечты душу свою напитывать молитвой к Господу и упованием на Него, Который как вас, так и мужа с детьми не оставит, чему и матерь наша Святая Церковь учит – «самих себе и друг друга, и весь живот» своей Христу Богу предавать.


Антоний Оптинский (Путилов)
Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.


Антоний Оптинский (Путилов)
И переносить болезнь составляет немалый труд. Не без причины согрешающие предаются во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 5), когда принесут искреннее раскаяние в своих согрешениях.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь о своих болезнях многосложных и что жила при родителях в девушках. Что же? Ведь не ты одна девушка жила при отце и матери, но ты, может быть, обет давала оставаться девою – это дело другое. Если обещалась в девицах остаться, а потом пойти замуж – это не позволено, и за такие поступки бывают часто наказания Божии, подобные твоим. Ты ясно о сем не пишешь, но по ходу твоей болезни видно, что есть нечто в делах жизни твоей ненормальное. Ездить много нет потребы. Господь может исцелить тебя всякой иконой чудотворной, и всякий угодник Божий может тоже своими молитвами ко Господу помочь тебе. Но все в Боге и Богом.
Есть болезнь наказательная, которой одно врачевство: положиться на волю Божию и терпеть, пока Он восхощет помиловать. Это имей в виду. А съездить к преподобному Тихону и к о. Иоанну Кронштадтскому можно. И когда будешь в Тихоновой пустыни, то потребно с семи лет и за всю жизнь покаяться и поисповедаться перед духовником, причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. Таинство Соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра, кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи, и после положись на волю Божию. У докторов уже можно не лечиться. О соборовании суеверия не принимай или людских мнений…
Судьбы Господни не испытаны. Иных Он, любя, ведет подобным путем скорбей и болезней для большого душевного блага, и это есть воистину Божия милость.


Амвросий Оптинский (Гренков)
За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов.


Амвросий Оптинский (Гренков)
В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Советовал бы тебе поискать главных причин болезни, потому что в эти лета без особенных причин крепость телесная так скоро не изменяется. Отыскав какуюлибо причину, последовать словам апостола, который говорит: все являемое свет есть (Еф. 5, 13) – и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам святого Лествичника, язвы умолчанные нередко сотворяют смерть.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога все возможно, только потребно терпение со смирением. Притом должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй, если что другое почувствовала, так и передавай, тогда врачевание лучше пойдет Божией помощью, только не должно малодушествовать, а терпеливо ожидать измены24 от десницы Вышнего.


Амвросий Оптинский (Гренков)
А что здоровье твое стало трухляво, нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано, что сколько внешний наш человек и тлеет, столько внутренний обновляется (см. 2 Кор. 4, 16). Апостол о себе говорит: когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 10), а с нами бывает более так: немоществует тело, немоществует и душа. Но и в немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться .


Амвросий Оптинский (Гренков)
Живешь и очень немирна с сестрой, тоже надо себя укорять и обвинять, то и получишь покой. Почитай книгу святого аввы Дорофея, и что пишет, то постарайся делом исполнять. Вот и руки болят за такие же грехи; если хочешь, чтобы руки прошли, то считай себя внутренно хуже и последней всех и в сутки твори сих молитв по 500: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и исцели мои руки». И святым маслом от святого мученика Никиты мажь.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Промысел Божий нам непостижим, потому попущает тебе быть больным, конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть, и предупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения.


Макарий Оптинский (Иванов)
Всякому человеку нужно претерпеть время искушений и борьбы. Тяжелое болезненное состояние. Про эти муки говорится в псалме: «Объяша мя болезни яко рождающия», и далее: «и извел мя еси на широту» (см. Пс. 17, 20). «Женщина, когда приходит время рождения, испытывает сильные боли, а когда родит, радуется, ибо родился человек в мир"(см. Ин. 16, 21). Так и всякий человек, рождаясь духовно в новую жизнь, испытывает болезнь, пока еще не вышел на широту. Кто не испытал этих рождающих болезней в миру, до монастыря, то ему необходимо испытать их в монастыре. И вам это предстоит, ибо вы не испытали этого в миру.
– А в чем заключаются эти болезни?
– В борьбе со страстями. Страсти будут восставать. На кого-то блудная страсть напала, конечно, по действу диавола, а на вас, может быть, гнев, – на всех будете сердиться, даже на грешного Варсонофия. Или еще мания величия и прочие страсти. И враг вас не оставит: если победите одну страсть, воздвигнет другую и так далее. Здесь нужно терпение. Нужно терпеть самого себя, а не слагать оружия. Терпение необходимо.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвящения и принятия Святых Христовых Таин. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство – очистить душу, а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять этого, впрочем, с упованием на помощь Божию и получите, если есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу.


Макарий Оптинский (Иванов)
Сердечно сожалею о болезни матери О., а особенно о ее малодушии; где ж вера? Промысел Божий так устроил, надо смиренно повиноваться и в терпении и принимать с благодарением, ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний… обновляется (2 Кор. 4, 16). Лекарство принять не мешает с надеждой Божией помощи, но более прибегнуть должно к духовному врачевству, то есть к очищению совести, размышлениям о содеянных и кого чем не оскорбила ли, – сожалеть в мысли, а буде явно, то и сознанием перед тем, исповедаться и Святых Таин сообщиться, хотя и недавно этого удостоилась, но и еще не мешает, особливо же когда будет продолжаться болезнь.


Макарий Оптинский (Иванов)
Когда же справедливая на него падает вина, как вы объясняете, Бог ему судья, и я не забочусь защищать его в порицании. Но желаю, чтобы он уврачевался в своей совести, в таком намерении я прочитал ему ваше писание, как очистительную микстуру, и он, хотя и нехотя, всю ее проглотил до капельки и, недовольно поморщившись, содрогнулся, охуждая, что она слишком противна, а я ему хвалил, что она полезна. Лекарство обыкновенно не лакомо вкусу, но весьма противно, однако мы принимаем его, невзирая на отвращение натуры, как целебное и от недуга избавляющее; и для здравия телесного какой не принимаем дряни внутрь произвольно… а для души не то же ли надо принимать как исцеляющее главный недуг гордости нашей.


Моисей Оптинский (Путилов)
Тело есть раб, а душа – царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями, ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя, да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.


Серафим Саровский
Отними грех, и болезни оставят, ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает святой Василий Великий: «Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же более всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам» («Слово о том, что Бог не есть причина зол»).


Серафим Саровский
От неспокойного и не в меру принужденного мысленного занятия бывает головная боль.


Серафим Саровский
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.


Серафим Саровский
Один старец, страдавший водяной болезнью, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику «внешний наш человек... тлеет», потолику «внутренний... обновляется» (2Кор.4:16)».


Серафим Саровский
Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ее.


Феофан Затворник
Если случится тебе впасть в болезнь... не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше научись терпению, ожидая милости от Бога, чтобы Он управил нас во всем, ибо бывает время, когда и плоть нуждается во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, «ибо Он печется о нас» (1 Пет. 5, 7).


Ефрем Сирин
Не одно расслабление телесное есть болезнь, но и грех; и последний еще более первого, так как душа лучше тела.


Иоанн Златоуст
Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок.


Григорий Богослов
Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово — для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение — все переносить. Пусть тля и достанется тле; соблюди образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба.


Григорий Богослов
Кто боится немощи тела, тот не достигнет естественного состояния.


Авва Исайя (Скитский)
Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшею и мощнейшею, по божественному Павлу, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10).


Никита Стифат
Не будь их <немощей>, мы тотчас занесемся выше облак и ставим там престол свой. А в этом пагуба.


Феофан Затворник
Когда ты, человек, подвергнешься болезни, вспомни о теле Иова, о святой его плоти, потому что она, и имея такие язвы, была свята и чиста.


Иоанн Златоуст
Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит.


Ефрем Сирин
Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.


Иоанн Лествичник
Потрудились над больными? Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене (Мф. 25, 36).


Феофан Затворник
Причина болезни-грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость.


Ефрем Сирин
...И доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться.


Феофан Затворник
...Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу вашу немощами.


Феофан Затворник
Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив.


Иоанн Златоуст
Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие <прибегая к заговорам>. Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны <через ворожбу>, то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления.


Иоанн Златоуст
...Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости.


Григорий Палама
Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня... (Притч. 3, 11).


Ефрем Сирин
Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевства. Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным, а маловажное — необходимым, и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки.


Иоанн Златоуст
Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила бы какое-нибудь лечение.


Иоанн Златоуст
Самое лучшее врачевство для наших немощей — не иметь праздного времени.


Феофан Затворник
...Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, — буди воля Божия!


Феофан Затворник
Находим же, что у святых бывает и другая <особая> причина недугов, как у апостола <Павла>, чтобы <другие> не подумали, что он преступает пределы человеческого естества...


Василий Великий
Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости.


Игнатий Брянчанинов
...Как не отходит тьма, если не приходит свет, так не изгоняется болезнь души, если не придет Тот, Кто болезни наши носит, и не соединится с нами. Когда же придет Он, то прогоняет всякую немощь и всякую болезнь душевную, и дарует здравие душе нашей, почему называется Здравием.


Симеон Новый Богослов
Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния.


Феофан Затворник
Когда мы крайне тяготимся приключающимися нам расстройствами телесного здравия, ведать должно, что душа наша еще порабощена телолюбию. <Поэтому> как, вещественных <желая> услаждений, не хочет она отрешиться от житейских благ, так великою почитает тяготою — не иметь по причине болезней возможности пользоваться приятными для плотской жизни вещами. Если же она с благодарностью переносит прискорбности из-за болезни, то это знак, что она недалеко от пределов бесстрастия. <Поэтому> с радостью ожидает она тогда и самой смерти, как виновницы вступления в истинную жизнь.


Диадох
Есть болезни, на излечение <которых> Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.


Феофан Затворник
Немощи нрава Господь иной раз оставляет за нами для смирения.


Феофан Затворник
Бог, когда хочет сим образом <сверхъестественно> исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление.


Феофан Затворник
Когда <больной> станет жить от... <заклинаний>, тогда он умер, а когда умрет без них, тогда ожил.


Иоанн Златоуст
Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни-заклинаниями, другие-амулетами, третьи-какими-либо другими чародейными средствами... а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное,-это доставит тебе венец мученичества.


Иоанн Златоуст
Какой ему вред от болезни тела, когда душа здорова? <...> Для чего ты говоришь мне: тело мое в бедственном положении? Был бы ум твой не поврежден.


Иоанн Златоуст
Когда хочет, — бывает Он <Бог> огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь.


Макарий Великий
Случаются болезни и для нашего испытания в добре.


Иоанн Златоуст
...Немощь телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ.


Авва Филимон
Для стяжания славы <истинной>... нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях.


Иоанн Златоуст
...Сознание немощей и недостатков не дает парить и выситься душе в самомнении. Помоги вам Господи в сем: ибо самомнение же лишает помощи Божией.


Феофан Затворник
За те болезни, какие терпели члены твои, соделаешься подобно юному орлу.


Ефрем Сирин
Если... мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред.


Иоанн Златоуст
...Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению.


Василий Великий
...Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание — одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, — это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, — так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества?


Иоанн Златоуст
Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21, 13).


Ефрем Сирин
...Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны... пользоваться телесным врачеванием, как некоторым образцом и примером для попечения о душе.


Василий Великий
Поступки обличают нас, когда в скорбях мы прибегаем к чему угодно, только не к Богу. Болеет у тебя дитя? Ищешь ворожею, или вешаешь на шею младенцам пустые надписи, или, наконец, идешь к врачу и за лекарствами, пренебрегая Тем, Кто может спасти... Вообще при всякой беде обличаешь себя сам, на словах называя Бога прибежищем, а на деле домогаясь помощи от бесполезного и суетного. Но праведнику истинная помощь – Бог.


Василий Великий
Если схватит тебя немощь, когда безмолвствуешь в келье, не малодушествуй, но возблагодари Бога... не лучше ли для тебя эта немощь, чем геенна, в которую имеешь пойти? — и она успокоится в тебе.


Авва Исайя (Скитский)
Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его, и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины.


Григорий Богослов
...<Видел я> тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной...


Иоанн Лествичник
Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда.


Василий Великий
Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом...


Игнатий Брянчанинов
Болезнь всех смиряет... а иных против Бога роптать учит... Блюдитесь...


Феофан Затворник
Болезнь усиливается от нетерпения.


Тихон Задонский
...Ты не смущайся... если, изобилуя душевными благами, бываешь смиряем телесными немощами; но представляй, что сие или принесет тебе венцы, или сократит твое самомнение.


Исидор Пелусиот
В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.


Феофан Затворник
Так Творец устроил нашу жизнь, ослабляя <через это> стремление тех, которые преданы земному; блеск жизни Он соединил со слабостью, чтобы, когда увлечет тебя красота земных предметов, разрушить ожидаемое счастье.


Иоанн Златоуст
Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.


Феофан Затворник
Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение-и облегчится болезнь твоя. Ничто так не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и временному страданию, и настанет или утешение, или страдание вечное. Смерть для каждого есть дверь к Вечности, или блаженной, или неблагополучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели была вчера и третьего дня. А как придет, то и положит конец страданию твоему, и от временного страдания прейдешь к вечной радости.


Тихон Задонский
Вот это <терпение в болезни> настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление <от мучителя> принести жертву <языческим богам>, порешил лучше умереть, чем принести жертву; нет, мученичество, очевидно, есть и то, когда человек вообще соблюдает <ради Христа> что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть.


Иоанн Златоуст
...Оставлена человеку надежда помилования теперь, когда он обложен естественною некою немощью, какую восприяло человеческое естество по падении, и по причине коей грешит. Но это не может оправдывать его грехов, а должно лишь к тому побуждать, чтобы с чувством благодарения Богу за дарование места прощению скорее прибегать к Нему и испрашивать у Него прощения и силы, — прощения того, в чем согрешил, потому что, хотя он грешил по человеческой немощи, но ему надлежало противостоять греху до смерти...


Симеон Новый Богослов
Святой Лествичник и болезнь называет подвижничеством, и притом подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим потому, что на произвольное подвижничество охотников мало, и притом тут может примешиваться возношение, осуждение других, а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться... Произвольное и невольное подвижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся, подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово:благо мне, что Ты смирил меня (Пс. 118, 71). А в другое время – «Достойно и праведно сия вся, стражду грех моих ради».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь, что ты боишься оздороветь, и тогда опять придется впасть в молву разных попечений, хотя и за послушание. Думаю, едва ли уже к тебе возвратится прежнее твое здоровье; поэтому советую тебе не налегать на хождение неосмотрительно в церковь, отчего ты и опять заболела, а лучше умудряйся спасаться в келье, под предлогом болезни, чем можешь избавляться от многих попечений.


Амвросий Оптинский (Гренков)
О брате твоем, больном душевно и телесно, скажу, что болезнь телесная ему на великую пользу. Если он умрет и чахоткой, не сожалей. Если болезнь чахоточная его не вразумит и не обратит к вере и к Богу, то ничто другое не может ему принести никакой пользы. А продолжение жизни с подозрительностью ко всем, сама знаешь, как мучительно, – и выразить неудобно. Чахотка или, вернее, чахоточное состояние многих обращало к Богу .


Амвросий Оптинский (Гренков)
О причине болезни смущаться не должно: святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание. Попущение же Божие, бывающее на пользу нашу Промыслом премудрым, от нас же и истекает. Уклоняющийся от вольных скорбей, говорит Марк Подвижник, впадает в невольные. – И все же к пользе нашей и к вразумлению нашему, но отнюдь не к смущению.


Амвросий Оптинский (Гренков)
В болезни чумы никто другой действует, как посланный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такой смертью .


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать лечение, только своей главной мысли держись – предаваться в волю Божию и молить милосердого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами и как будет угодно благости Его.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Знай, что с шуией стороны и те помыслы, которые устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, что монастырь вообще общежительный и что будто бы ты можешь отягощать болезнью своей и обитель, и сестер уходом за тобой. Без разбора отвергай эту вражескую чепуху и ложные извращения. Знай, что ты болезнью своей подашь повод служащим сестрам к исполнению заповеди Господней: болен был, и послужили Мне (см. Мф. 25, 36). И этот блаженный глас сподобятся услышать на Страшном Суде Христовом служащие больным с усердием, а больные также получат свою пользу, будучи искушены, яко злато, в горниле болезненном.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Жаль, что сестра твоя N., повидимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга почеловечески, а Бог милует нас как Бог Всеблагой и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину, потому много о сестре и не заботься.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Прочитайте… писанное в книге Варсонофия Великого к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопроса. Там увидите ясно, что от больного требуется только терпение и благодарение и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнью телесной это заменяется.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то, значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на бесконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь, как сон. С верой, без сомнений больные места мажь маслом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегчение по вере твоей.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Не смущайся своим нездоровьем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иноческой жизни для всех желающих и ищущих душевного спасения. Святой Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом состоит большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши через помыслы и стараются вытеснить такого человека с занимаемого им места. Но поддаваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непременно призывая помощь Божию и смиряясь перед Господом и людьми, т.е. считая себя хуже и грешнее всех на свете.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаешься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо – вот и терпи и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за все Бога благодари.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Здоровье твое да укрепит Господь. Скучать и скорбеть не надо, что по болезни не бываешь в церкви, это уж по воле Божией бывает, а не по твоему хотению. Сидя или лежа твори молитву – вот и церковь тебе. Да благодари Господа за болезнь и переноси с терпением.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Да укрепит Господь силы твои телесные, а наипаче душевные. Не скорби много о своем здоровье и благодари Господа за болезнь, ибо ею от грехов душа очищается. Если и лежать будешь и совсем обессилишь, а молитву все не оставляй, все имя Господа помни, и Господь усладит болезни твои.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Пишешь о своей болезни. Господь глубиной мудрости своей, человеколюбно все строя, и всем полезное подает, как и тебе; быть может, Господь зиждет спасение посредством этой болезни, а при болезни и скорбь необходима, вот и выходит то, что у тебя жизнь теперь не вотще25.

Какие мы подвижники, где у нас духовные подвиги, как то: молитва всенощная, пост... Посмотришь на себя, заглянешь и в себя – ничего доброго не сыщешь ни в одном уголке, так что для всяких гадов: страстей, самолюбия, тщеславия, самомнения – места много в нашем сердце, и Сладчайшему Иисусу негде главы поклонить. И вот Он, Милостивый Сердцеведец, не видит в нас крепкого произволения к добру, но все слабое и малодушное. А не хочет погибели Своему созданию, хотя и грешному, посылает болезни и скорби, и ими очищается от грехов всякая христианская душа, но при этом если благодарит Бога за болезни, и кается о грехах, и терпит с покорностью воле Божией.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
От болезни руку твою Господь да исцелит. Молись Божией Матери и проси у Нее помощи. И полечить надо. Плакать не надо, Бог даст, пройдет. Это за то, что надеялась на свои руки. А надо больше на Бога надеяться. Переноси все с терпением и смиряйся больше.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Буде же Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.


Серафим Саровский
И болезни, и бессонницу с терпением переноси, – видно, так Господу угодно, и надо потерпеть. Когда не спишь, то твори молитву .


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Дочь ваша А. пишет к вам, что она нездорова и о том благодарит Господа Бога; вот достоинство истинной христианки, этот чудный пример и нас, грешных, научает, как при болезненном состоянии обходиться с собой, ибо не роптанием побеждается, но благодарением Господу Богу вопиет, таковые-то воистину услышат тот пресладчайший глас: Чадо! прощаются тебе грехи твои… встань… и ходи (Мк. 2, 5, 9), а что вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то да будет любви вашей известно, что это предприятие ваше не может быть вредным спасению вашему (когда будете опасно себя хранить от иных зол).


Лев Оптинский (Наголкин)
Будучи уверена, что Бог тебя любит и от любви попускает тебе истаивать болезнью плоти твоей, то и ты любовью к Нему укрепляйся в терпении с благодарением и не малодушествуй! Ты знаешь из отеческих писаний, что терпение невольных болезней превышает делание подвижническое, – а притом и рассуждай: Бог знает, чего ради попустил страдать тебе от болезней, без них ты могла бы впасть в многоразличные страсти и повредить душе своей.


Макарий Оптинский (Иванов)
Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, которые мы постигнуть не можем.


Макарий Оптинский (Иванов)
Хотя нам и кажется тяжкой и продолжительной болезнь в этой жизни, но что она против вечности и наслаждения в ней?.. Укрепляй себя и верой, столько Премилосердый Господь не попустил бы на тебя таких страданий, если бы не видел твоей пользы, да и то рассуди, что не только скудость наших подвигов, но и всегдашние согрешения чем можем вознаградить? А болезнь и вознаграждает, и не допускает согрешать.


Макарий Оптинский (Иванов)
И телесная болезнь твоя нелегка, но Милосердый Отец весть, чего ради ее послал, тоже к навершению недостатка дел наших, от любви Своей, посещает нас ими. Не будь же болезни, могла бы быть плотская брань, и невыносимая. Славь и благодари Бога!


Макарий Оптинский (Иванов)
Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6), – то и надо благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысел. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни.


Макарий Оптинский (Иванов)
Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы таковой не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями.


Макарий Оптинский (Иванов)
Самая болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты сама не знаешь, чего у Бога просишь, – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений перед Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.


Макарий Оптинский (Иванов)
Не без воли Его послана болезнь, но надо и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиной болезни.


Макарий Оптинский (Иванов)
Да сподобит же и вас Господь в знак вашей к Нему благодарности покориться святой Его воле и потерпеть страдание, посланное вам через болезнь вашу. Но чтобы облегчить свои страдания, советую вам пособороваться и после приобщиться Святых и животворящих Таин Господа нашего Иисуса Христа, и уверяю вас, что получите немалую отраду в болезни. Сколько можете благодарите непрестанно в мыслях ваших благость Божию; ибо апостол сказал: Благодарение усугубляет благодеяния (ср. 2 Кор. 4, 15). Роптать же от сильной боли никак себе не позволяйте, ибо все наши страдания происходят от кого же, как не от Господа, Который по Своей благости все творит для пользы душ наших.


Антоний Оптинский (Путилов)
Вы слышали слово Христово, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), а как мы с вами претерпевать скорби как должно не привыкли и трудиться до пота наравне с прочими не можем, то Господь устроил, что поне, лежа на одре, приобрели спасение своей души; посему и благоволил посещать нас частыми болезнями.


Антоний Оптинский (Путилов)
И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака, но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «Боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни».
Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь, что у тебя появилась сильная головная боль, и такая, что, по объяснению доктора, боишься, как бы не потерять сознание.
Не бойся, этого не будет. Съезди в Афонскую часовню, отслужи там молебен святому великомученику Пантелеимону, возьми масла из лампадки у его мощей и этим маслом мажь свою больную голову на ночь. При этом и дома обращайся с молитвой почаще к Пантелеимону и проси его помощи. Господь даст – и пройдет.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Касательно нездоровья скажу, как и сам я постоянно нездоров и нахожусь всегда в каком-то расслаблении с ревматическими болями во всем теле и слабости в желудке и кишках. Находясь в таком положении, отраду нахожу в том, когда размышляю, что... святой Иоанн Златоуст находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимался делами Церкви и написал толкование на Евангелия и на все апостольские послания и, наконец, терпел великие гонения со всех сторон. И в самих гонениях не оставлял попечения о Церкви. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении. Правда, что больному настоятелю неудобно заниматься делами обители. Поэтому при неудобствах и полезно поминать святого Златоуста, как он и в болезненном положении не оставлял заниматься делами Церкви.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Ты пишешь, что у тебя все зубы болят, что делать, надо и потерпеть вместо дел, в которых ты сознаешь скудость, заменяй терпением болезни с благодарением, а притом когда и при болезни стужают страсти, то что бы было в полном здоровье и спокойном пребывании?


Макарий Оптинский (Иванов)
Сожалею я о болезни ваших зубов, но и сам подобно вам страдаю от них. Но и как им не болеть? Сколько им, бедным, работы при жевании всякой пищи, сколько им всякий раз ударов от нашего языка при гневе, при празднословии, при шутках? Еще как они, бедные, до сих пор держатся в нашем рту? Это я вам говорю только касательно своих зубов, а ваши болят от цинги.


Антоний Оптинский (Путилов)
О зубной болезни вашей сердечно сожалею я, но нисколько не удивляюсь этому. Ибо на мельницах и камни жерновые смалываются, а зубам нашим в течение жизни немало было работы. А главная причина болезни та, по словам святого Давида, что зубы грешников Господь сокрушает (см. Пс. 3, 8). А мы с вами в числе грешников не последние люди.


Антоний Оптинский (Путилов)
Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Но еще тяжелее больному бывает, когда болезнь его телесная происходит не от одних телесных причин, но и от внутренних скорбей, а в таком случае болящему бывает сугубое томление. Но святой Давид, все скорбное испытав, взывал ко Господу: При умноже
нии страданий моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою
(Пс. 93, 19). И апостол Павел пишет: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает
(Евр. 12, 6). И паки, получив много ран телесных, несправедливо ему нанесенных, святой апостол написал: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется
(2 Кор. 4, 16).


Амвросий Оптинский (Гренков)
А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: был болен, – говорит Он во святом Евангелии, – и вы посетили Меня (Мф. 25, 36).


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Написала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. Но я говорил тебе, это ничего. Только старайся без нужны и без особенно причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Если не можешь ходить каждую службу в церковь, то ходи, когда можешь. От больных не требует Господь трудов и понуждения, а требует смирения и благодарения. Когда в силах, то иди к утрене, а слаба – дома молись, как можешь. Пятисотницу можешь справлять и с одними малыми поклонами или даже сидя. Помни, что на сердце смотрит Бог.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Можно и полечиться, я отнюдь не против этого, но только не советую полагать надежду на лекарей и на лекарство, а на Бога, могущего вразумить и лекаря и дать силу лекарствам. Если ж и не получите исцеления, то не ропщите и не малодушествуйте тогда, видно, есть воля Божия устроить таким способом ваше спасение. Терпящие болезни с благодарением приемлют не менее мзду работающих Богу в обители: как в обители предлежит вольное и невольное терпение, так и в болезни – не вольная болезнь, а вольное благодушное терпение.


Макарий Оптинский (Иванов)
Матери У. лечиться греха нет, напрасно она жалеет денег. Всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здоровье – дар Божий – дороже денег, а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надо терпеть, и не пренемогать, и не малодушествовать в болезни. И что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры, а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? – А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится, – это пустое только мнение, кому нужно ее зазирать? Если бы она здоровая, да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцелению.


Макарий Оптинский (Иванов)
Ты не малодушествуй в твоем изнеможении, но благодари Бога, давшего тебе ближайшее средство ко спасению. А о том, что написал святой Макарий Египетский, чтобы не лечиться, относится к совершенным, а не к нам немощным, а ты прочти у святого Варсануфия… тут не отвергается врачевание тела, но об исцелении надо возлагаться на Бога, и ты, как немощнейшая, избери легчайшее, и Бог не истяжет от тебя того, что могут сильные и совершенные. Паче же смиряйся и благодари Бога о всем.


Макарий Оптинский (Иванов)
Пишешь, что предлагают для лекарства пить кумыс, или лошадиное молоко, а ты сомневаешься в том, потому что лошадь воспрещенное к пище животное, и вопрошаешь меня об этом. Вопрос этот неудоборешим для меня, могу ли я в таких делах давать ответы и решения? Могу только предложить рассуждение, что доктор дает в виде лекарства разные медикаменты, которые нам и неизвестны, которые мы принимаем не весьма охотно и не со вкусом, а иногда и с отвращением, так и это тоже лекарство, хотя и неприятное по одному только воображению. Но ежели принесет пользу, то в надежде на помощь Божию почему же не воспользоваться? И вообще в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Когда чувствуешь, что совесть обременяется, то при исповеди скажи священнику, и приимешь разрешение в том, что желание здравия понудило на такое действие.


Макарий Оптинский (Иванов)
О лекарствах же не должно сомневаться и не испытывать, какое оно, ибо оно употребляется не за сластолюбие, а на укрепление немощей. Ежели бы кто точно знающий уверил, что это скоромное, то не должно принимать ради совести, как пишет святой апостол (1 Кор. 10, 28).


Макарий Оптинский (Иванов)
Неизлечимые болезни должно лечить с верой, прибегать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надо нести этот крест, посланный на спасение души его.


Макарий Оптинский (Иванов)
Сожалею я о намерении братца вашего со временем оправиться в Германию для поправления здоровья, куда безрассудных русаков отвозят хворыми, а привозят в Россию мертвыми.


Антоний Оптинский (Путилов)
Вы якобы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное возвращать медицинскими средствами.


Антоний Оптинский (Путилов)
Теперешнее послушание ваше лечить больных есть послушание самое святое и душеспасительное, но и оно, во избежание ропота от больных и негодования от настоятельницы, должно проходить весьма осмотрительно, т.е. лечить больных должно средствами простыми… Например, утром советовать больным вместо чаю пить натощак холодной воды стакана по два, от поноса кушать ржаные сухари с водой, от запора употреблять рябину, а от удушья пить покрепче полынь, и прочие недуги подобными же средствами можно лечить с успехом.


Антоний Оптинский (Путилов)
Пишешь, что Н. и Е. лечатся кумысом. Сердечно желаю, чтобы лечение это им помогло. Но скажу, что когда дело пойдет вниз, не помогает и кумыс. Впрочем, не помогает только в телесном отношении неудавшееся лечение, а для души оно приносит большую пользу: во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и о переходе в оную. Сколько ни живи, а умирать неизбежно, равно и отдавать отчет за свою жизнь, по апостольскому слову: Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14, 10), и каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3, 8).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Спрашиваешь меня, грешного, в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божей и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет, потому что все от Господа Бога – и лечебные средства, и сами лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что все зависит от всеблагого и всемогущего Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит.


Амвросий Оптинский (Гренков)
М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: Когда Он умерщвлял их, они искали Его, и скоро обращались к Богу (Пс. 77, 34).


Амвросий Оптинский (Гренков)
Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях Апостольских: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Полечиться не мешает, и различные скорби и неудобства переносить следует.
Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться.


Амвросий Оптинский (Гренков)
По слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться – никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты ни лечись, совершенно не вылечишься: все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение. Замечательные слова Ефрема Сирина на славянском наречии: «Боли болезнь болезненне, да мимо течеши суетных болезней болезни».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Отчего люди грешат?.. Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления...».


Амвросий Оптинский (Гренков)
Ты пишешь, что ты по жалости и по мнимой любви взялась не за свое дело: лечить сестру, которая больна нетелесной болезнью. Я тебе говорил лично и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий, по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, – ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошеная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужание от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность самому себе навлекать такие страшные искушения? Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5). Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 5)? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям, но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя, а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла, а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень, очень неполезно ради искушений, о которых сказано выше.


Амвросий Оптинский (Гренков)
Хорошо вы поступаете, что тех больных сестер, которые открываются вам, что не могут показать больное место доктору, направляете в Москву к женщинам-врачам. А которые соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. – А каяться ли в этом духовнику, вообще скажу вам: в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает, – все это можно объяснять духовнику.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Если находишь для себя болезнь полезной, которая тебе служит орудием смирения, то не лечись у докторов, а проси почаще: «Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость и устрой полезное о мне».


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Мальчика Стефана надо полечить чем-нибудь у доктора, а сперва надо Богу помолиться, да молебен отслужить, да, если можно, куда-нибудь к святым местам сходить. Господь поможет ему.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Рабу Божию Варвару да помилует и от болезни исцелит. Пусть молится и помощи просит у Пресвятой Богородицы. Пусть молебен Ей отслужит, а потом можно и полечиться у доктора.


Иосиф Оптинский (Литовкин)
Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение.


Никон Оптинский (Беляев)
Пишешь о своем брате, который страдает душевной болезнью подозрения, будто бы тайная полиция всюду и через всех его преследует, так что он подозревает самых близких к нему людей в злоумышлении и сообщении с тайной полицией. Душевная эта болезнь произошла у него вследствие того, что он стыдился или просто не захотел вовремя покаяться в детских своих грешках, считая их маловажными. Но совесть, неподкупный судья, упреками своими напоминала ему о необходимости покаяться, внушая, что он не прав, а виноват, а он вместо покаяния внушение совести обратил на преследование полиции. А присоединившееся к сему неверие и долгое отлучение себя от приобщения Святых Таин еще более усилили душевную его болезнь неосновательной подозрительности.
Ты боишься, что он помешается в уме. Но это из зол и бедствий легчайшее. В этом положении, по крайней мере, сохранена будет его жизнь, если он будет находиться в заведении для умалишенных, и что человек в помешательстве не отвечает уже за то, что в таком положении делает. Разумеется, за прежнее не может быть безответен.
Если бы ты могла умудриться свозить брата своего к преподобному Сергию и в пещерах отслужить с ним молебен пред чудотворной иконой Божией Матери, называемой «Черниговской», предварительно приготовив хорошего духовника для брата, то это было бы хорошо, потому что после молебна перед сей иконой поврежденные в уме приходили в здравый смысл и хорошо исповедывались и через это исцелялись.


Амвросий Оптинский (Гренков)